"Укрзализныцю" готовят к продаже бенефициару, с этой целью стратегическое госпредприятие намеренно доводится до банкротства.
Об этом пишет "Апостроф" со ссылкой на информированные источники.
По данным "Аудита экономики Украины", УЗ находится в предкризисном состоянии. На конец первого полугодия 2020 убытки УЗ составили около 9 млрд грн; кредитный портфель в 2019 достиг 40,8 млрд грн, а на конец года может составить 46 млрд грн.
В то же время руководящий состав постоянно меняется - УЗ поруководили 4 человека за год. Сейчас предправления АО "Укрзализныця" является Владимир Жмак, известный заявлениями о реформах и наборе новой команды. Финдиректором назначили "экс-и.о." Ивана Юрика, запомнившегося коррупционными скандалами в УЗ. PR-департамент возглавила "правая рука" Саакашвили Полина Чиж, отметившаяся в скандале с передачей гостайны посольству США. Также в УЗ работает экс-глава грузинской железной дороги Иракли Эзугбая - отвечает за коммерческую работу и грузоперевозки. На Родине он был фигурантом расследования по разворовыванию $40 млн, а период его работы запомнился протестами. Приход этой команды совпал с публикациями в СМИ о задержании коррупционеров, связанных с закупками на УЗ.
Издание отмечает, что грузоперевозки (самое прибыльное направление УЗ) осенью дали сбой - операторы и собственники вагонов "выдавливаются" с рынка путем занижения вагонной составляющей, которая является частью ж/д тарифа на перевозку. Эзугбая под предлогом необходимости загрузки вагонов парка ЦТЛ ПАО "УЗ" дал команду занизить стоимость суточного пользования вагонами. И если в прошлом году в пик перевозок вагонная составляющая тарифа была на уровне 1500-2500 грн за зерновоз в сутки, то сейчас она составляет 600 грн. И планируется дальнейшее ее снижение в несколько раз путем введения логистического тарифа. В результате 2020 убытки УЗ прогнозируются на уровне 12-14 млрд.
"Потеря грузооборота становится причиной потери доходов УЗ и дальнейшего ухудшения ситуации", – отмечается в аудиторских документах.
Эксперты утверждают, что Эзугбая действует с целью доведения Укрзализныци до банкротства через грузовую составляющую. В интервью он заявил, что УЗ готова нарушать конкурентную среду на рынке – вероятно, чтобы в том числе разбалансировать финпоказатели. Хотя Законом "О железнодорожном транспорте" предусмотрен принцип равного доступа участников перевозок к инфраструктуре. С изменением тарифов Эзугбая готовится ввести монополию УЗ на грузоперевозки.
Проблем можно было бы избежать при наличии у УЗ долгосрочной стратегии развития. Она позволила бы участникам процесса контролировать развитие госкомпании, а частные компании получили бы маркеры, позволяющие адаптироваться к изменениям в работе УЗ. Документ также позволил бы исключить коррупционную составляющую. Но в итоге совокупность проблем подтверждает теории, что одно из главных стратегических предприятий Украины сознательно доводят до банкротства.