На ряду со знаменитыми киевскими трамваями, история столичных троллейбусов не менее интересна и драматична. Свое начало она берет в 1935 году с маршрута Европейская площадь - Киевский завод электротранспорта - Лыбидская.
История этого вида транспорта обнародована на Facebook-странице "Спрага: в Киеве интересно".
Читайте также: Уникальные росписи остались только на фото: как выглядел Успенский собор в Киеве в день взрыва, фото
Впервые создать троллейбусную линию в Киеве попробовали в далеком 1914 г. Лондонская фирма изъявила желание и интерес создать в Киеве "безрельсовый трамвай", который, по сути, и был троллейбусом. Киевской мэрии презентовали проект, в котором подчеркивались основные преимущества такой линии транспорта - прежде всего дешевизна и относительная легкость внедрения. Но эта амбициозная идея провалилась.
Реальная история столичного троллейбуса начинается в 1935 году, после того, как годом ранее большевики перенесли столицу УССР из Харькова в Киев. Сначала планируется демонтировать трамвайную линию, проходящую по Крещатику и Владимирскому спуску, а вместо нее с Вокзала по схожему маршруту запустить первый в Киеве троллейбус. Эксперты из Киева отправились в Москву для обмена опытом, ведь троллейбусы уже курсировали там несколько лет. Было принято решение закупить один троллейбус модели ЛК-5 (расшифровка - Лазарь Каганович) и начать производство подобных троллейбусов в Киеве, что, в принципе, и было сделано. Были изготовлены 5 подобных троллейбусов в Киеве и один "импортный" из Москвы.
Первый рейс киевского трамвая стартовал 5 ноября 1935 года в 17:00. Несмотря на то, что первоначальные планы были немного другими, первый киевский трамвай ходил по маршруту "Площадь III Интернационала" (современная Европейская) - Завод имени Домбаля (сегодня - Киевский завод электротранспорта)". По сути, этот маршрут тянулся почти до современной станции метро "Лыбидская". Маршрут был протяженностью 3,5 км и в одну сторону занимал около 10 минут с 5 остановками. Максимальная скорость первого киевского троллейбуса составила 45 км/ч. Троллейбусы были рассчитаны на 45 мест (30 из них для сидения), а в день открытия линии новый вид киевского транспорта "испытали" 1629 пассажиров, во второй день - уже более 5 тысяч. Как и положено в таких случаях, люди катались кругами целыми семьями, а открытие было торжественным и праздничным.
В то же время, первый киевский троллейбус серьезно уступал его конкуренту - трамваю. Во-первых, проезд был дороже, во-вторых, люди платили по принципу "дальше едешь - больше платишь". К тому же, первый троллейбусный маршрут полностью копировал трамвайный. К началу Второй мировой войны в Киеве построили еще две троллейбусные линии, соединяющие друг друга по кольцу. Говоря современными названиями, маршрут был такой: Центральный железнодорожный вокзал - Европейская площадь - станция метро "Лыбидская". Развитие киевского троллейбуса остановилось во время Второй мировой войны, а активные темпы строительства новых линий начались в конце 1940-х годов.
К началу 1950 годов в Киеве уже было 5 троллейбусных линий. Они вели к Лукьяновке, проходили по современному бульвару Михновского (тогда - Автострада), вели к улице Полевой в районе современного Политехнического института.
С этого времени количество троллейбусных линий увеличивается с каждым десятилетием. В 1960-х гг. появляется уже 20 линий, объединяющих все киевские районы правого берега. На левом берегу троллейбус появляется только в 1983 году, соединяя Почайну с Троещиной, а к концу 80-х в Киеве было уже более 30 маршрутов.
Несмотря на достаточно активное внедрение на рынок автобусов киевского производства, в начале 1960-х снова в Киеве растет количество чешских автобусов Skoda. Кроме того, в 1986 году в Киеве начали ездить румынские автобусы DAC217E и отъездили они немало лет.
Популярность производимых на киевских заводах моделей троллейбусов стала угасать в 1970-х годах, но уже в начале 90-х они снова стали массово появляться в Киеве. В 1992 году на улицах города появляется троллейбус "Киев-11у" рассчитан на 100 пассажиров, а в 1995 г. выходит модификация "К12.03", который мог перевозить уже 193 пассажира.
Ранее "Апостроф" рассказывал, как выглядела Владимирская улица в начале XX века.
Вас также может заинтересовать: