6 сентября 2018 президент внес в Верховную Раду как неотложный проект новой редакции Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", который призван решить важные проблемы в адвокатуре, вызванные несовершенством действующего закона и практикой его применения, принятие которого назрело уже давно.
Об этом сообщают в Реанимационном Пакете Реформ.
Как отмечают в РПР, прежде всего законопроект должен:
- преодолеть недемократичность в формировании и организации деятельности органов адвокатского самоуправления как на национальном, так и на региональном уровнях;
- устранить искусственные и незаконные барьеры и ограничения, которые затрудняют доступ к профессии адвоката и создают коррупционные риски, в частности, путем введения письменного анонимного тестирования, фиксации его хода техническими средствами и ведения протокола;
- усилить гарантии адвокатской деятельности и привести этические нормы деятельности адвоката в соответствии с международными стандартами;
- обеспечить независимое администрирование Единого реестра адвокатов Украины, который в 2012-2018 гг. превратился в мощный инструмент давления на адвокатов, в частности, путем незаконного лишения права на занятие адвокатской деятельностью вне дисциплинарной процедуры, манипуляций с целью влияния на выборы в органы адвокатского самоуправления;
- ввести прозрачный бюджетный процесс национальных и региональных органов адвокатского самоуправления.
Кроме прогрессивных положений, которые призваны решить проблемы в адвокатуре, законопроект также содержит определенные недостатки, в частности:
- прекращение права на занятие адвокатской деятельностью на основании систематического нарушения правил адвокатской этики и / или норм настоящего Закона, которое подрывает авторитет адвокатуры и адвокатской профессии (п. 3 ч. 2 ст. 37) без определения соответствующих понятий в Законе;
- сочетание статуса адвоката со статусом государственного служащего, в частности, относительно:
- предоставление адвокатом, который работает в органе государственной власти, другом государственном органе или органе местного самоуправления юридической помощи этому органу за пределами адвокатской деятельности (ст. 30);
- одновременное распространение на адвоката правил адвокатской этики и правил этического поведения государственных служащих (ч. 7 ст. 30) в случае работы адвоката в органы власти (ст. 30);
- сочетание присяги адвоката (ч. 1 ст. 10) с присягой государственного служащего (ч. 1 ст. 36 Закона "О государственной службе") при работе адвоката в органы власти (ст. 30);
- возможности привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности как адвоката (ч. 8 ст. 30);
- изменения в Уголовный процессуальный кодекс, которые с одной стороны, дадут стороне защиты затягивать расследование и рассмотрение дел, а с другой - создают угрозу необоснованного наказания адвокатов вследствие неисчерпаемости перечня действий, которые могут считаться злоупотреблением правами.
В РПР считают, что эти недостатки могут и должны быть исправлены в ходе доработки законопроекта "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" №9055 ко второму чтению.
Учитывая вышесказанное, Реанимационный Пакет Реформ призвал членов Комитета по вопросам правовой политики и правосудия Верховной Рады Украины рекомендовать законопроект "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" № 9055 к принятию в первом чтении, народных депутатов поддержать законопроект № 9055 в первом чтении и доработать его ко второму чтению с учетом замечаний и предложений экспертной среды.