RU  UA  EN

среда, 8 января
  • НБУ:USD 42.15
  • НБУ:EUR 43.55
НБУ:USD  42.15
Политика

Новости

7 января

Все новости

Изменения в уставы Минобороны позволят политические увольнения, – СМИ

Министерство обороны Украины изменениями в уставах ключевых оборонных агентств создало возможность увольнения руководителей без четко прописанных критериев угроз национальной безопасности. Антикоррупционная общественность обеспокоена: такие изменения открывают двери для политических решений и подрывают доверие к реформам.

Об этом в спецефире Radio NV рассказал Глеб Каневский, руководитель Департамента политики закупок Минобороны, пишет издание "Экономические Новости".

Изменения в уставах – риск или необходимость?

В Министерстве обороны утверждают, что изменения в уставы Агентства оборонных закупок (АОЗ) и Государственного оператора тыла (ДОТ) направлены на усиление контроля над стратегическими предприятиями в период войны. Теперь министр обороны может увольнять руководителей этих агентств в случае выявления угроз национальной безопасности.

Однако в текстах уставов не прописано, что считается такими угрозами. Это оставляет решение об увольнении по усмотрению министра и открывает потенциал для политических манипуляций.

"Любой риск можно трактовать так, как это выгодно в конкретный момент. И если кто-то в министерстве решит уволить руководителя агентства, никаких реальных предохранителей против этого не останется", - отметила ведущая подкаста NV Власта Лазур.

Антикоррупционные активисты об "узурпации" полномочий

Антикоррупционное сообщество уже обвинило Минобороны в уничтожении независимости ключевых оборонных агентств. Активисты отмечают, что отсутствие четких критериев рисков создает простор для злоупотреблений и подрывает выстраиваемую годами антикоррупционную реформу.

"Министр обороны фактически получил возможность увольнять кого-либо, ссылаясь на размытые понятия "рисков нацбезопасности". Это ничто иное, как узурпация контроля над агентствами, которые должны оставаться независимыми", - комментируют эксперты.

Что говорит Минобороны?

Выступивший в подкасте руководитель Департамента политики закупок Минобороны Глеб Каневский пытался снизить напряжение. По его словам, изменения в уставы являются требованием времени и соответствуют законодательству, возлагающему на министерство обязанность мониторить риски национальной безопасности.

"У нас война, и это требует быстрых решений. Министр обороны имеет право принимать кадровые решения для предотвращения угроз. В то же время эти полномочия действуют исключительно во время военного положения", – заявил Каневский.

Однако он признал, что понятие "рисков нацбезопасности" остается размытым. "Мы сейчас работаем с наблюдательными советами, чтобы конкретизировать эти критерии. Но пока мы действуем в условиях войны, где угрозы могут быть любыми", – добавил он.

"Ни один устав не остановит политическую волю"

Каневский фактически подтвердил, что при наличии политической воли увольнение руководителей стратегических предприятий возможно даже если формальные критерии угроз остаются неопределенными.

"Если будет политическое решение, ни один устав не помешает. Но мы работаем, чтобы этого не допускать", – сказал он.

Однако примеры, представленные в эфире подкаста, показывают, что эти предохранители могут не работать. В частности, речь идет о ситуации с "Укрэнерго", где руководителя Владимира Кудрицкого уволили, несмотря на сопротивление наблюдательного совета.

Неработающие предохранители

Антикоррупционная реформа в сфере оборонных закупок предполагала создание независимых наблюдательных советов, которые должны были предотвращать злоупотребления. Однако практика показывает, что эти советы оказывают ограниченное влияние, когда решения принимаются на высоком политическом уровне.

"Фактически наблюдательные советы остаются декоративным элементом. Если есть политическое желание уволить кого-то, это будет сделано, и ни один механизм не остановит процесс" , - отмечают активисты.

Скандальная передача средств пограничникам

Еще один пример политического вмешательства в работу агентств – передача 23 миллиардов гривен от АОЗ в Государственную пограничную службу. По словам Каневского, это было решение Ставки Верховного Главнокомандующего, принятое для срочной закупки специфических боеприпасов.

Однако эксперты указывают, что такие действия подрывают принципы прозрачности в расходовании бюджетных средств.

"Когда министр может перераспределить миллиарды без консультаций, это ставит под сомнение эффективность реформы и вызывает недоверие у общества", - отмечают антикоррупционные активисты.

Доверяют ли международные партнеры?

Минобороны уверяет, что реформа продолжается, а международные партнеры продолжают мониторить прозрачность закупок. Однако антикоррупционное сообщество предостерегает: такие изменения в уставах и политическое давление могут взорвать доверие партнеров и поставить под угрозу будущую помощь.

Выводы

Несмотря на заверения Минобороны, что реформа живет, общественность и эксперты видят реальную угрозу возвращения к старым схемам. Размытые формулировки в уставах открывают возможности для злоупотреблений и отсутствие четких критериев рисков нацбезопасности лишь усложняет ситуацию.

Министерству следует серьезно отнестись к этим сигналам и ввести более четкие и прозрачные механизмы принятия кадровых решений, чтобы избежать обвинений в политических манипуляциях и восстановить доверие к реформам.