Проект госбюджета на 2021, проголосованный в первом чтении, не учел интересов общин.
Об этом заявил первый заместитель председателя Всеукраинской ассоциации общин, член политсовета партии "Пропозиция" Иван Фурсенко.
"Из Государственного фонда регионального развития депутаты вырезали часть. Громады просили 14,2 млрд грн, а осталось 6 млрд. Создали Фонд социально-экономического развития отдельных территорий - депутатскую субвенцию для мажоритарщиков на 7,4 млрд", - рассказывает Иван Фурсенко.
По его словам, в отличие от средств ГФРР депутатскую субвенцию депутаты используют по своему усмотрению: "Если будут выборы, они станут элементом подкупа не из кармана депутатов, а из бюджета".
Инфраструктурной субвенции для новых общин вообще нет, считает он: "более чем у 600 громад нет админпомещений для администраторов ЦНАП, на них просили 2 млрд. Общины должны перенять часть функции от райсоветов, надо увеличивать штат, а мест нет".
Он обратил внимание, что медицине предусмотрели всего 19 млрд грн: "около 2 млрд заложили на вакцинацию. Вакцины нет, если ее разработают, для населения Украины денег точно не хватит".
Из 147 млрд грн дорожного фонда на местные дороги запланировано меньше 2 млрд грн.
"Большая стройка" превращается в инструмент отмывания средств. Строить государственные дороги важно, но 75% населения не перемещаются между регионами, людям важнее, чтобы качественными были дороги к их домам, подъездам, школам и местной инфраструктуре", - говорит он.
Чтобы строить местные дороги у местного самоуправления должны быть ресурсы, а их забирают: "государство хочет забрать акциз на топливо, за что строить местную инфраструктуру? Настаиваем чтобы акцизный налог был оставлен в общинах как по продаже топлива, так и акциз на уровне 13,44% из произведенного в Украине или ввозимого топлива, чтобы можно было развивать дороги местного значения", - говорит Иван Фурсенко.
Он обратил внимание, что 2,5 млрд грн "накинуло" себе Минкультуры на создание общенациональных культурных центров: "местному самоуправлению на культуру дают 300 млн грн. Для общин - 6 млрд, а на общенациональные культурные центры – 2,5 млрд. Это подкуп депутатов, чтобы они проголосовали за бюджет ".
Также в Госбюджете-2021 не в полной мере заложены средства на образовательную субвенцию.
"Есть постановление Кабмина, зарплаты учителям надо поднять втрое, а в Госбюджете средства не предусмотрены. Крупные города могут найти средства на доплаты, а для объединенных сел это не подъемно", - говорит Иван Фурсенко.
По его словам, направления, на которые заложены деньги, вряд ли будут профинансированы в полной мере: "они делают картинки о рекордных суммах, заложенных на образование, медицину, оборону - но это манипуляции. Закон запрещает принимать госбюджет с дефицитом более 3%, а здесь он 6%. Дефицит Кабмин планирует покрыть за счет ренты с недр, леса, запуска игорного бизнеса, приватизации. Очевидно, бюджет не будет выполняться и деньги не будут выделены", - говорит Иван Фурсенко.
Он обратил внимание, что общины пока не могут планировать местные бюджеты из-за изменений в НК.
"Были изменены положения Налогового кодекса. Местное самоуправление, бизнес не могут планировать деятельность. Мы столкнемся с тем, что качество местных бюджетов, особенно где нет финансовых отделов, будет низким", - говорит Иван Фурсенко.
По его мнению, наблюдается углубление кризиса - бюджет показывает отсутствие коммуникации между центральной властью и местным самоуправлением, и между министерствами.
"В 2020 году впервые за 14 лет мы начали импортировать молочную продукцию. Это свидетельствует о сокращении рабочих мест в сельской местности, уменьшении НДФЛ. В Госбюджете не учтено, что мы уменьшаем экспорт и наращиваем импорт, что средств на повышение минимальных зарплат не будет и людей или будут переводить на полставки, или сокращать. В бюджете не видим инструментов для восстановления экономики, там есть только "плюшки" для народных депутатов, и ко второму чтению их будет еще больше ", - говорит Иван Фурсенко.