Инициатива Министерства финансов забрать у местных громад 120 млрд грн поступлений от налога на доходы физических лиц, который платят военные, лишит громады возможности восстанавливаться и полноценно функционировать. Централизация расходов может привести к росту коррупционных рисков.
Об этом в блоге на Цензор.нет пишет социолог, военнослужащий ВСУ Сергей Штепа.
Законопроект 10037 в частности предусматривает лишение местных громад НДФЛ, уплачиваемых военными и полицейскими в громадах. Новацию планируется ввести с 1 октября и продлить до конца 2024. За это время около 120 млрд грн хотят изъять у местных громад и передать в госбюджет, распределив между Госспецсвязи (на закупку дронов) и Минстратегпромом (для финансирования госзаказа на изготовление оружия).
"Громады соревнуются за получение права зарегистрировать у себя воинскую часть. Одним из условий военных является именно максимальная поддержка Вооруженных сил со стороны громад. От самих военных есть многочисленные подтверждения о том, что громады их действительно поддерживают и обеспечивают", — пишет автор.
Изъятие военного НДФЛ лишит громаду возможности помогать Силам обороны и оказывать качественные услуги жителям - говорится в обращении стрелкового батальона, военных пограничной службы и полиции МВД, которые сотрудничают с громадой на Черниговщине.
Согласно анализу Центра экономической стратегии, "чрезмерный" военный налог обычно компенсирует недоимку от утраченных рабочих мест из-за разрушенных предприятий и отъезда переселенцев.
"Если забрать у громад военный НДФЛ, то после перераспределения средств количество дефицитных бюджетов вырастет вдвое – их станет 543 против сегодняшних 227... Громадам не хватит средств даже на базовые функции (образование, медицину, соцзащиту, коммунальное хозяйство). Их руководителям придется "бить поклоны" в Киеве для получения достаточного объема средств на "выравнивание" ситуации", — говорится в тексте блога.
Это не первая инициатива Минфина такого рода: раньше планировалось уменьшить с 64% до 60% отчисления НДФЛ в местные бюджеты. Надбавку ввели в 2021, чтобы покрыть разницу в тарифах, однако вместо 62 млрд грн она принесла 19 млрд, а за другие годы правительство осталось должно громадам еще 36 млрд грн.
Штепа указывает на политическую составляющую решения – сворачивание децентрализации, с давлением на отдельных городских голов и попытками сузить полномочия громад. Социолог добавляет, что перераспределение "военного НДФЛ" – не последняя такая инициатива Марченко, которую он будет продвигать через правительство под видом помощи армии.
"Такое перекладывание из одного кармана в другой не приводит к системным результатам, а потому является лишь имитацией бурной деятельности вместо реальных решений для улучшения ситуации с госфинансами", — резюмирует автор.