Использование премьер-министром Украины Денисом Шмыгалем отдельного чартерного самолета для поездок за границу вместо регулярного рейса выглядит несуразным и не ко времени. Особенно учитывая, что все расходы из госбюджета, кроме военных, совершаются за средства западных доноров.
Об этом в блоге на сайте Цензор написал политолог Владимир Сонюк.
Речь идет о путешествии Шмыгаля в Канаду и США, куда он летал самолетом SkyUp. Как стало известно накануне визита, перевозчик выиграл тендер на поставку авиауслуг для официальных делегаций за рубежом, пока самолеты госпредприятия "Украина" "прикованы" к аэродрому в Борисполе. Стоимость услуг – 37 млн грн в год.
Сонюк привел пример европейских скандалов, в которые попадают чиновники из-за чрезмерного использования чартерных рейсов: "Оказалось, что президент Евросовета Шарль Мишель на прошлогодний саммит ООН по климату в Египте летал частным чартером. Это вызвало негодование, ведь получается, что чиновники не придерживаются того, о чем договариваются – уменьшения выбросов". Из-за внимания к экологии и контроля за использованием средств налогоплательщиков тема чартерных перелетов регулярно становится причиной скандалов, добавил эксперт.
"Премьер Денис Шмыгаль на этот раз летал в Канаду и Штаты из польского Жешува на Boeing 737-800 с обычной компоновкой в 189 кресел. Однако, можно ли этого не делать и улететь обычным самолетом - прямым или даже с пересадкой? Можно ли было сместить график на время, когда из того же Жешува вылетает прямой рейс в Нью-Йорк, или из Варшавы - в Торонто или Вашингтон?", - спрашивает политолог.
Он отметил, что несмотря на плодотворные переговоры, в коммуникации не прозвучало слова "реформы": "Не выглядит ли это так же нелепо, как в случае с поездкой Мишеля на климатический саммит, когда просители прибывают к дающему с фанфарами и оркестром вместо скромного перелета рейсовым эконом-классом?", - пишет Сонюк.
В отличие от европейских чиновников, тратящих на перелеты средства собственных налогоплательщиков, Кабмин Шмыгаля тратит средства западных доноров: "Все, что собирается в Украине, сразу отправляется исключительно на армию. А остальные - от зарплат учителей и врачей до чартерных перелетов правительственных делегаций – оплачивают наши западные друзья".
"Формат жизни "по старинке", "на широкую ногу", даже несмотря на то, что мы не можем себе этого позволить, сейчас очевидно не ко времени", - считает Сонюк.
Он отметил, что по общему правилу, европейские чиновники пытаются минимизировать использование частной авиации и по возможности пользоваться регулярными рейсами или поездами: "Похожий протокол вполне могли бы использовать должностные лица в Украине", - считает эксперт. Он привел пример исследований, согласно которым объем выбросов на одного пассажира в чартерном частном самолете – от 5 до 14 раз больше, чем на регулярном коммерческом рейсе.