За три квартала 2025 года в Секретариат уполномоченного по защите государственного языка поступило 2227 обращений граждан о нарушении Закона "О функционировании украинского языка как государственного". Это на 27% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Об этом сообщает пресс-служба языкового омбудсмена.
"Более 2 тысяч обращений за три квартала - это не просто цифры, а голоса людей, права которых были нарушены. Мы и дальше будем системно усиливать контроль за соблюдением языкового закона, потому что язык - это наш щит, наша защита от агрессии, культурное и духовное оружие украинцев", - отметила уполномоченная Елена Ивановская.
Согласно статистике Секретариата, больше всего нарушений касались:
- отсутствия украинской версии сайтов интернет-магазинов и вебресурсов - 574 обращения (26%);
- языки наружной рекламы и вывесок - 443 (20%);
- нарушений при обслуживании в заведениях торговли или сервиса - 397 (18%);
- сферы образования - 145 (7%);
- сферы культуры - 112 (5%);
- медицинских учреждений - 93 (4%).
Кроме того, граждане жаловались на неукраиноязычные этикетки, меню, чеки (115 обращений), а также нарушения в медиа (82), транспорте (53), книгоиздании (35) и спорте (25).
Больше всего жалоб поступило из:
- Киева - 870 (39% от общего количества),
- Одесской области - 339 (15%),
- Харьковской области - 286 (13%),
- Днепропетровской области - 201 (9%).
Также зафиксировано увеличение активности граждан в западных регионах, в частности, во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях.
Для сравнения, за три квартала 2024 года языковой омбудсмен получил 1633 обращения, что на 37% меньше, чем в 2023 году.
Рост количества жалоб в 2025 году, по словам Секретариата, свидетельствует о повышении языкового сознания граждан и готовности отстаивать право на украинский язык в публичном пространстве.