Работа судьи - одна из самых сложных и ответственных в государстве, в то же время отбор на должности остается суровым, несмотря на кадровый дефицит.
Об этом пишет в своей статье на Украинской правде судья-спикер Северного апелляционного хозяйственного суда (ПАГС), кандидат юридических наук Марина Барсук, отмечая, что от качества работы судей зависит уровень доверия общества ко всей судебной системе.
Марина Барсук подчеркивает, что, несмотря на острый дефицит судей (в некоторых судах работает только 22% от необходимого количества), стандарты отбора остаются неизменно высокими. Это, по ее словам, сознательное решение для сохранения качества правосудия.
"Теория, практика, этические и психологические тесты моделируют реальные решения в условиях ограниченного времени, медийного внимания и неопределенности. Это проверка судейского суждения... Таким образом, планка постоянно высока – без изменений избранных стандартов. Так сохраняется баланс между требованиями системы и требованием общества не уступать качество", — пишет судья.
Как отмечает Марина Барсук, украинское общество требует честных и независимых судов, но доверие к ним остается низким, а сами суды сталкиваются с критическим кадровым дефицитом и большой нагрузкой. Также она обратила внимание на еще один важный фактор для эффективной судебной реформы - учет ежедневной тяжелой работы судьи после принесения присяги.
"Независимость имеет не только институциональное, но и человеческое измерение. Невозможно принимать взвешенные решения, когда ты истощен. Безумная нагрузка, о которой свидетельствуют и европейские отчеты, и украинские реалии, является прямой угрозой качеству правосудия. Судья, рассматривающий десятки дел в день, физически не может углубиться в каждое из них с одинаковым вниманием, хотя должен и этого ожидают стороны. А еще добавляется периодическое медийное и эмоциональное давление, которое истощает еще больше", — пишет судья.
Она также акцентирует, что проверка деклараций и образа жизни является "рентгеном" добродетели, который служит фильтром, а не просто формальностью.
По словам Барсук, независимость сегодня - это не только способность противостоять внешнему влиянию, но и сила устоять перед "справедливым гневом" общества, часто подогретым социальными сетями.
"Когда наблюдатели еще до приговора назначили виновного, от судьи ожидают не правосудия, а легитимации уже существующего решения. Устоять перед этим – это и есть настоящий экзамен на независимость... Мантия является символом служения праву, а не сегодняшним настроениям", — отмечает Марина Барсук.
Она призывает к созданию "психологического щита" для судей, включающего регулирование разумной нагрузки для защиты от профессионального выгорания и обеспечения гарантий профессиональной помощи и культуры поддержки внутри сообщества.
По мнению Марины Барсук, главным инструментом разрушения мифа о "закрытой судейской касте" является понятность судебного решения для общества.
"Независимость судьи проявляется не только в способности противостоять давлению, но и в смелости говорить просто о сложном, объяснять логику своего решения, показывая путь, по которому он пришел к такому выводу... Прозрачное и понятное решение является сильнейшим аргументом в пользу добродетели всей системы", — подчеркивает судья Марина Барсук.