На сегодняшний день нельзя сказать, что вероятность применения президентом Российской Федерации Владимиром Путиным украинского сценария к странам Балтии очень большая, но она существует.
Об этом "Апострофу" заявил руководитель военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский.
"Если говорить чисто о военных оценках, то военные, как правило, планируют свои действия от наихудшего сценария", - отметил он.
По словам Сунгуровского, необходимо оценивать не только саму вероятность вторжения Путина в страны Балтии, но и уровень последствий в случае ее реализации.
"И второй аспект, как правило, перевешивает первый. То есть, если существует хотя бы маленькая вероятность нападения, но последствия очень серьезные, то должны применяться соответствующие меры. И такие меры применяются путем мобилизации ресурсов НАТО, стягивания сил к границам с Россией. Путин получил в ответ на свою агрессию обратный результат: не ослабление НАТО, а усиление НАТО на границах РФ", - подчеркнул эксперт.
Сунгуровский добавил, что понимание Западом угрозы существует, иначе не было бы разговоров об увеличении оборонных бюджетов до 2% ВВП, не было бы речи в европейских странах о том, что необходимо модернизировать свои вооруженные силы. Есть и понимание источников превосходства России: в оперативности принятия и реализации решений, в способности быстро сосредотачивать, развертывать и наращивать силы
"Хотя тут не все однозначно, и кое в чем возможности России переоцениваются (в частности в мощности транспортной инфраструктуры, в эффективности системы принятия решений, достаточности ресурсной базы)", - уточнил он.
Эксперт добавил, что такие оценки угрозы со стороны России служат для того, чтобы мобилизовать и политическое руководство, и военных, и оборонно-промышленный комплекс, чтобы были устранены пробелы в обороне.
Так, с самого начала российской агрессии – и это уже признано всеми – Запад оказался просто неготовым дать адекватный ответ. Еще в самом начале захвата Крыма Украине советовали быть осторожнее, не провоцировать Путина и так далее. Именно такая риторика говорила о том, что Запад не готов к жесткому сценарию. Но по мере накопления ресурсов, укрепления солидарности в политических оценках такого сценария риторика начала меняться. И сейчас уже говорят о сдерживании России при сохранении конструктивного диалога.
Сунгуровский отметил, что это говорит о том, что меняются оценки западными, в том числе европейскими, странами агрессивного поведения Путина.
"И в этом есть смысл. Поскольку до сих пор ресурсные возможности стран Запада оставляют желать лучшего. Именно поэтому со стороны Штатов были упреки в недостаточности оборонных затрат европейских стран и требования к ним по поводу увеличения их вклада в укрепление собственной безопасности. Это касается вопросов численности, военно-технического оснащения, взаимодействия армий европейских стран, которые за время после распада Советского Союза решили, что угрозы уже нет, и начали, грубо говоря, разоружаться", - подытожил он.
Больше читайте в материале "Апострофа": Большая война в рукаве: Путин будет подрывать Украину другими методами.