В этом году Нобелевскую премию по химии получили Сусуму Китагави (Япония), Ричард Робсон (Австралия) и Омар М. Яги (США) за разработку металлоорганических каркасов.

Об этом сообщает Нобелевский комитет.

"Лауреаты Нобелевской премии по химии 2025 создали молекулярные конструкции с большими пространствами, через которые могут проходить газы и другие химические вещества" , - сообщили в Нобелевском комитете.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Эти конструкции, металлоорганические каркасы, можно использовать для сбора воды из пустынного воздуха, улавливания углекислого газа, хранения токсичных газов или катализации химических реакций.

"Металлоорганические каркасы обладают огромным потенциалом, открывая ранее непредвиденные возможности для изготовления материалов на заказ с новыми функциями" , - сказал Хайнер Линке, глава Нобелевского комитета по химии.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

В 1989 году Ричард Робсон опробовал новый способ использования свойств атомов, соединив положительно заряженные ионы меди с четырехплечей молекулой; эта молекула имела химическую группу, которая притягивалась к ионам меди на конце каждого плеча.

Когда они объединились, образовали упорядоченный, просторный кристалл. Он походил на бриллиант, заполненный бесчисленными полостями. Робсон сразу осознал потенциал своей молекулярной конструкции, но она была нестабильна и легко разрушалась.

Сусуму Китагава и Омар Яги между 1992 и 2003 годами отдельно совершили ряд революционных открытий. Китагава показал, что газы могут поступать в конструкции и выходить из них и предположил, что металлообъемные структуры (МОС) можно сделать гибкими. Яги создал очень стабильный МОС и показал, что его можно модифицировать с помощью рационального дизайна, придавая ему новые и желаемые свойства.

После новаторских открытий лауреатов химики создали десятки тысяч разных металлоорганических соединений. Некоторые из них могут способствовать решению наибольших проблем человечества, в частности отделять перфторуглеродные кислородные масла от воды, разлагать следы фармацевтических препаратов в окружающей среде, улавливать углекислый газ или собирать воды из пустынного воздуха.

В 2024 году Нобелевскую премию по химии присудили Дэвиду Бейкеру "за вычислительный дизайн белка", Демису Гассабису и Джону Джумперу "за предвидение трехмерной структуры белка".

Напомним, что уже известны лауреаты Нобелевской премии по физиологии и медицине и физике .