Журналист Виктор Вилисов проанализировал историю передела крымских СМИ после аннексии полуострова Крым Россией.
Об этом Вилисов написал в своей статье для "Медиазоны".
"27 февраля 2014 года на внеочередной сессии Верховная Рада Крыма проголосовала за проведение референдума о статусе автономии; журналисты не были допущены на заседание. Уже на следующий день после обеда вооруженные люди в военной экипировке без опознавательных знаков взяли под охрану сначала здание ГТРК "Крым", а через несколько часов — ТРК "Ялта". О том, в каком формате новые крымские власти будут взаимодействовать со СМИ, можно было судить уже по событиям этих первых дней, но настоящие большие перемены пришли на медиарынок полуострова в марте", — пишет журналист.
Сегодня редакция "Центра журналистских расследований" работает в Киеве. Вскоре после того, как дружинники пообещали "помочь найти предпринимателей", которые будут готовы финансировать работу СМИ, руководство Федерации профсоюзных организаций, у которой IPC арендовал помещения, попросило эти помещения освободить. На протяжении 2014 года журналистов "Центра" задерживали и избивали, главного редактора Валентину Самар вызывали в прокуратуру. Зимой 2015 года "Информационный пресс-центр" переехал в Украину.
"Мы рады, что у нас нет тлетворного влияния непонятного телевидения, поэтому у людей хорошее настроение", — говорил новый глава Крыма Сергей Аксёнов 2 апреля 2014 года на встрече с руководителем Роскомнадзора Александром Жаровым. В марте ситуация на информационном рынке Крыма улучшилась, констатировал Аксенов. "Это случилось благодаря тому, что мы полностью перешли на российские стандарты", — приводит журналист слова Аксенова.
Отмечается, что процесс "перехода" сопровождался рядом эксцессов. Мониторинг "Центра журналистских расследований" в марте 2014-го зафиксировал в Крыму 85 случаев нарушения прав журналистов: нападения, избиения, незаконное лишение свободы, недопущение к источникам информации, повреждение аппаратуры. При этом ни одно избиение или задержание журналиста "народным ополчением" так и не было расследовано правоохранительными органами.
"В ноябре 2014 года Госдума приняла закон о бесплатной перерегистрации крымских СМИ, имевших украинские лицензии на вещание. Согласно закону, перерегистрацию нужно было пройти до января 2015 года, затем этот срок продлили до 1 апреля. Телеканал "ATR" четыре раза подавал в Роскомнадзор документы на получение российской лицензии, и все четыре раза документы возвращали, ссылаясь то на неполный комплект, то на ошибки. Получить лицензию ТРК не смогла. 1 апреля руководство "АТR" обратилось в РТПЦ АРК с просьбой приостановить вещание своих программ во избежание санкций и арестов оборудования за незаконное вещание. Вместе с "АТR" из эфира исчез канал Lale и радиостанции "Мейдан" и "Лидер", — пишет Вилисов.
По его словам, кульминацией передела регионального медиарынка стал конкурс на право наземного эфирного вещания в Крыму и Севастополе, состоявшийся 25 февраля 2015 года.
"В сентябре глава Роскомнадзора заверил крымских вещателей, что процедура будет сугубо технической. "Никто свои частоты не потеряет", — успокоил Жаров. Обязательным условием конкурса было наличие российской лицензии на вещание, однако большинство участников получить ее не успевали физически. Из обладателей украинских лицензий по итогам конкурса частоты не лишилась разве что ГТРК "Крым". Из 26 лотов (как отдельных частот, так и пулов на разные города), выставленных на конкурс, семь достались юридическим лицам, учредителем которых значится уроженец Днепропетровска Алексей Петрович Амелин, 1975 года рождения. Это больше, чем получила любая из федеральных медиакомпаний, участвовавших в конкурсе", — рассказывает журналист.
"На частные и корпоративные средства массовой информации парламент и правительство Крыма фактически не имеют эффективных механизмов воздействия, поэтому не могут направлять их деятельность в русло содействия стратегическим интересам", — жаловался в ноябре глава комитета по информационной политике Госсовета Крыма Сергей Шувайников. После конкурса желания парламентария оказались полностью удовлетворены", — говорит Вилисов.
Журналист резюмирует, что в результате таких событий уже в конце апреля Freedom House опубликовала данные исследования, согласно которым уровень свободы слова в Крыму оказался ниже, чем в Сирии и Иране. Полуостров Крым набрал 94 балла, при том, что 100 баллов являются худшим результатом. У России при этом было 83 балла.
Как сообщал "Апостроф", 27 июня генеральная прокуратура России заявила, что решение о передаче Крыма в состав Украинской ССР было незаконным.
Журналист и телеведущий Евгений Киселев считает, что для возвращения полуострова "должны произойти большие перемены в самой России".