Ровно 23 года назад, 12 августа 2000 года, в Баренцовом море затонула российская атомная подводная лодка К-141 "Курск". Во время учений на ее борту раздалась серия взрывов, все 118 членов экипажа погибли.
"Апостроф" рассказывает хронологию трагедии и попыток российской власти скрыть информацию об инциденте.
Читайте также: Дроны против кораблей: потопит ли Украина грозный Черноморский флот РФ
В ходе проведения военно-морских учений Северного флота подводная лодка "Курск" затонула в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска. В Генпрокуратуре РФ заявили, что "Курск" затонул в результате взрыва учебной торпеды внутри четвертого торпедного аппарата, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке. Важно отметить, что уже через несколько дней после катастрофы, российские власти заявляли, что "с подводной лодкой установлена связь и контакт с личным составом". Показательно, что Владимир Путин не прервал свой отпуск и вернулся к обязанностям лишь через пять дней - 17 августа. А 8 сентября, отвечая на вопрос американского журналиста Ларри Кинга на телеканале CNN о том, что произошло с подлодкой, с ехидной ухмылкой Путин ответил "крылатой" фразой: "Она утонула".
Хроника трагедии "Курска"
12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море Атомная подводная лодка "Курск" под командованием капитана первого ранга Геннадия Лячина, находилась на полигоне боевой подготовки Северного флота с целью выполнения учебной стрельбы торпедами по отряду боевых кораблей, не вышла на связь в установленное время. В 23:44 в районе, где находилась подлодка был зафиксирован взрыв.
13 августа группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым вышла на поиски "Курска". В 04:51 лодка была обнаружена лежащей на дне на глубине 108 метров.
14 августа в 11:00 командование российского флота сделало первое публичное заявление о том, что подлодка Курск "легла на дно". В заявлении ВМФ говорилось, что с подлодкой поддерживается радиосвязь и, что опасности для жизни экипажа нет, что через спасательный аппарат Колокол осуществляется подача топлива, кислорода и продув систем АПЛ. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание. При осмотре лодки со спускаемых аппаратов выяснилось, что АПЛ воткнулась в дно моря под углом около 40 градусов и у нее сильно повреждена носовая часть, а также выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов признался, что надежды на спасение людей практически нет.
15 августа Главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции. Членов экипажа Курска планировалось эвакуировать с помощью спасательных снарядов. В район бедствия прибыл атомный подводный крейсер "Петр Великий" и еще около 20 военных кораблей и спасательных судов. В тот день шторм не позволил начать работу. Представитель штаба Северного флота России сообщил журналистам, что в результате перестукивания установлено, что члены экипажа подводной лодки Курск живы, но неизвестно, есть ли среди них раненые. Он же заявил, что на борту лодки находится 103 человека. Позже выяснилось, что там было 118 человек.
16 августа при волнении моря около 2 баллов со спасательного судна "Рудницкий" спущен глубоководный спасательный аппарат. Всего за ночь было предпринято несколько тщетных попыток спуститься к лодке.
17 августа к месту трагедии направилось норвежское судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно Normand Pioneer с британскими специалистами и оборудованием, которое вышло из норвежского порта Тронхейм.
19 августа во второй половине дня к месту аварии российской подводной лодки Курск прибыло норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини лодкой LR5. Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины.
20 августа норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось.
21 августа утром норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9 го отсека, но шлюзовая камера оказалась пуста. Около 13:00 водолазы вскрыли внутренний люк в 9 й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. В 15:27 внутрь корпуса подлодки введена видеокамера, с помощью которой специалисты попытались определить состояние 7 го и 8 го отсеков АПЛ. В 17 часов начальник штаба Северного флота вице адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К 141 "Курск".
Операция по подъему тел погибших моряков подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года. Операция по подъему самой подлодки со дна Баренцева моря была начата 7 октября 2001 года, 10 октября завершена ее буксировка на Росляковский судоремонтный завод ВМФ РФ. Из отсеков "Курска" были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников.
Для работы на АПЛ Курск были сформированы восемь следственных групп. В состав групп были включены специалисты Северного флота, представители Московского и Санкт Петербургского военных округов. Члены следственных групп проходили специальный психологический отбор, а также в течение года изучали строение АПЛ для того, чтобы знать, где и какие параметры снимать для проведения необходимых экспертиз.
27 октября 2001 года Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов по Цельсию. Полностью водой лодка была заполнена "в течение шести семи, максимум, восьми часов". Устинов отметил, что подлодка "Курск" очень пострадала, все переборки прочного корпуса будто "срезаны как ножом". Однако корпус, отделявший 6-й реакторный отсек, осталась неповрежденным, и реактор не пострадал. Не пострадали и 22 крылатые ракеты, находящиеся по бортам подлодки.
26 июля 2002 года Генеральный прокурор России сообщил, что гибель Курска произошла "вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ". Устинов также сообщил, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело по гибели "Курска" из-за отсутствия состава преступления.
Ранее "Апостроф" сообщал, что информация об исчезновении подводной атомной лодки "Белгород" оказалась ложной и могла сыграть на руку российской пропаганде.
Вас также может заинтересовать:
РФ потеряла самую большую в мире атомную подводную лодку: что произошло
Руководил запуском "Калибров" по Украине: в Краснодаре ликвидирован командир подлодки
Киллеру не пришлось "напрягаться": убитый в Краснодаре топ-оккупант сам выложил маршрут пробежки