Доля онлайн-продаж во время карантина достигала 60% от всего товарооборота – CEO Фокстрот
новости компаний
Как изменились привычки потребителей и стали ли украинцы покупать меньше бытовой техники и гаджетов после выхода из режима вынужденной самоизоляции?
Ситуацию по росту онлайн-продаж и изменения в настроении потребителей для утренней программы одного из национальных телеканалов прокомментировал Алексей Зозуля, директор сети Фокстрот.
Как карантин на выбор товаров
Общая атмосфера с началом карантина способствовала «буму» онлайн-покупок. В то время, когда трафик покупателей в магазины существенно упал, большая часть спроса переместилась в интернет. Благодаря планомерному и эффективному укреплению e-commerce направления в течение последних двух лет мы смогли достаточно быстро и безболезненно перенаправить покупателей на foxtrot.ua.
По нашим наблюдениям, потребители, которые и ранее покупали товары в интернете, стали делать это гораздо активнее. Более того, определенное количество людей, в том числе из базы наших лояльных покупателей, изменила устоявшимся привычкам покупать только в физическом магазине и перешла с оффлайна в онлайн. Были недели, когда доля продаж Фокстрот через интернет-канал, составляла более половины общих продаж компании (до 60%), а товарооборот в онлайн вырос более чем в 4 раза.
Что покупали в этот период? Прежде всего, различные гаджеты и товары, которые облегчали работу дома. Первые несколько недель ведущие позиции были у товаров для обеспечения дистанционной работы: смартфоны, ноутбуки и различные устройства, которые помогали удерживать связь с коллегами. Потом повышенным спросом пользовались товары для досуга: игровые приставки и аксессуары к ним. Также – бытовая техника для освоения или совершенствования кулинарных способностей: миксеры, хлебопечки, пароварки и др. Постоянное пребывание в ограниченном пространстве сказалось на многих. И, видимо, чтобы избавиться от состояния подавленности, покупатели радовали себя покупками для эмоции, а не только товарами первой необходимости.
К слову, об очистителях воздуха. Ажиотаж, связанный со спросом на эти товары, длился всего полтора дня, за которые с наших полок выкупили большинство всего ассортимента: от недорогих и наиболее ходовых моделей до самых непопулярных. Сейчас спрос на них снизился до привычного уровня.
Впоследствии, когда люди стали чаще выходить на улицу, а общественный транспорт еще не функционировал, и с учетом традиционной сезонности, для многих стала актуальной покупка персонального электротранспорта. Продажи этой категории увеличились в 2-3 раза по сравнению с маем 2019 года.
Покупают ли украинцы сейчас и об отложенном спросе
Сейчас, в период адаптивного карантина, уже полноценно работают все 162 магазина сети и сайт foxtrot.ua. Украинцы постепенно возвращаются к привычному образу жизни, выходят на улицу, посещают магазины и ТРЦ, и соответственно – балуют себя покупками новинок, гаджетов, полезных девайсов. Но, если в период 2,5 месяцев карантина мы наблюдали перераспределение продаж в пользу категорий, связанных с досугом и дистанционной работой, то сейчас имеем некоторое оживление по абсолютно всем товарным группам.
При этом, не прослеживается изменений в предпочтениях в сторону снижения ценовых сегментов техники: средний чек не уменьшился, а круг наших покупателей продолжает расти. Поэтому ожидаем определенного всплеска отложенного спроса: те покупки, которые откладывались или вообще считались невозможны во время карантина, будут осуществляться после окончательного снятия всех карантинных ограничений. Соответственно, наша задача как ритейлера – помогать покупателям сделать правильный выбор, давать им лучшие предложения и обеспечить «бесшовный» процесс покупки.
Выводы для бизнеса
Рынок понемногу возвращается в обычное русло. И покупатели принципиально не изменили своих привычек и планов. Правда, многие освоили онлайн-шопинг и теперь могут пользоваться этим удобным для себя способом покупки.
А вот бизнесу карантин принес много уроков и еще раз понимание того, что во время кризиса нужно быть более быстрыми, гибкими, не бояться ошибаться и рисковать. И самое главное: если в нас верят наши потребители, то все будет хорошо.
Справка
В 2019 году в комплексе с ребрендингом сети Фокстрот и слоганом «Оновлюйся!» была проведена масштабная работа по трансформации интернет-канала продаж. В январе 2020-го FOXTROT.UA получил новый облик, стал более усовершенствованным концептуально и технологически, комфортным для пользователей мобильных устройств.
Эти усилия позволили компании в кризисный период карантина перенаправить трафик с оффлайн в онлайн без потери конверсии и увеличить основные показатели в несколько раз. Так, трафик интернет-магазина вырос с 5,5 до 9,5 посетителей ежемесячно, доля онлайн – на 50%, а прирост товарооборота – на 420%.