Достаточная длинная история, масштабность последствий и удивительное упорство, с которым на поверхность выносятся лишь откровенно провальные идеи решения конфликта на Донбассе, подталкивают к более внимательному и глубокому поиску ответов на разные вопросы. Один из них – вопрос о факторе времени.

Процесс мирного урегулирования любых конфликтов всегда осложняется наличием сил – политических, военных, общественных, лобби и т. д. – заинтересованных в его срыве. По каким-то причинам продолжение конфликта отвечает их интересам, в некоторых случаях – жизненно важным. Эти силы в конфликтологии называются "спойлерами". Они всячески – открыто или втайне – мешают течению мирного процесса, используют провокации и насилие в наиболее критические моменты с целью такой мирный процесс сорвать.

Расхожее мнение сводится к тому, что правительства не заинтересованы в продолжении конфликтов на собственной территории и не могут быть спойлерами, поскольку подобные конфликты создают масштабные проблемы социального, экономического и прочего характера, подрывают легитимность и требуют прямых затрат на ведение военных действий. Однако факты демонстрируют несколько иную картину: в среднем каждый год наблюдается один случай возобновления противостояния именно по инициативе правительства. Это не так уж и мало, учитывая сопоставимо низкое количество успешных попыток решать или, по крайней мере, замораживать подобные конфликты в современном мире.

Ключевой фактор, влияющий на решения правительств затягивать или возобновлять насилие – это внутренняя политическая борьба. Продолжение конфликта позволяет воспользоваться эффектом сплочения, разместить ненадежные военные подразделения вдали от столицы и максимизировать краткосрочные выгоды от обострения конфликта. Для правительств, поставивших в качестве приоритетной задачу сохранения власти, война может быть полезным, хоть и дорогостоящим, инструментом. Впрочем, издержки могут лечь и на чужие плечи.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Чем слабее политические позиции правительства внутри страны, тем более привлекательным выглядит сценарий продолжения или возобновления противостояния. В этом смысле шансы мирного решения конфликта на Донбассе были максимальными сразу после проведения президентских выборов – беспрецедентная победа в первом туре была важна именно в этом смысле. Далее они должны только уменьшаться пропорционально политическому ослаблению действующего президента. Чем более острой становится политическая борьба внутри страны, и чем в большей степени контроль ускользает из рук правящей коалиции, тем большим становится риск возобновления конфликта. В особенности это касается переходных политических режимов.

Есть факторы, которые увеличивают вероятность продления или возобновления конфликта по инициативе правительства. К ним относятся: территориальный характер противостояния; наличие на спорных территориях значительных объемов природных ресурсов – что особенно важно для экономик, зависимых от ренты или самих ресурсов; и негативный исторический опыт, т.е. уже существующая история конфликта без приемлемого решения.

Если вдруг на мгновение допустить безумную мысль о том, что ограниченный, но насильственный конфликт на Донбассе, в целом контролируемый и затянутый во времени, играет полезную роль не только для Москвы, но и для отдельных спойлеров в Киеве, то можно утешить себя тем, что мы далеко не первые и не последние в длинном ряду похожих ситуаций. В первом случае он помогает создавать мифы, консолидировать власть, манипулировать общественным мнением и избавляться от маргиналов; в последнем… в принципе, выполняет те же функции. Боевики на Донбассе – сравнительно дешевый инструмент для сохранения власти нынешнего кремлевского режима. Но те же самые боевики очень удобны и для решения других задач. Скажем, по консервации олигархической системы в Украине и доведению эффективности выжимания ею ресурсов из беднеющего населения до исторических максимумов.

Подобные безумные допущения помогают объяснить многое. Например, категоричную риторику о борьбе за территориальную целостность страны – борьбе, которая наверняка займет десятилетия. Гневное отвержение любых планов и возможных компромиссов, сохранение такой повестки дня, которая способна лишь максимально затянуть конфликт под аккомпанемент бесконечных препирательств о том, проводить ли выборы, вносить ли изменения в конституцию, отводить ли войска – и таких же бесконечных срывов любых намечающихся подвижек.

Ясной становится и гибридная стратегия Украины, под общим названием "ни войны, ни мира ". Именно под таким соусом грани размываются окончательно и понять, где и когда конфликт будет завершен, становится совершенно непосильной задачей.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Нормандский формат, конечно, становится под таким углом зрения способом водить за нос европейских партнеров. Причем способом, удобным как для Киева, так и для Москвы. Выступая в роли непримиримых соперников, для которых нет зоны возможного компромисса, можно неопределенно долго сохранять Европу в подвешенном и растерянном состоянии. Неудивительно, что американцы, видимо, подозревая неладное, не хотят в этом участвовать. Как не хотят и делать много другого для нас, о чем мы так настойчиво просим. Впрочем, возможно, просим, изначально не надеясь получить.

Российское вмешательство создало почти идеальные условия для бесконечного затягивания конфликта. В отличие от большинства классических внутренних конфликтов, у нас война против внешнего врага. Война, в которой все объектное поле обставлено красными линиями, пересечение любой из которых – автоматическое предательство. Военных решений нет, дипломатических решений – тоже нет. Есть только вопрос о том, на кого в наибольшей степени работает время.