Эмоциональная и иррациональная составляющая при агитации штабов кандидатов в президенты всегда доминировала над рациональным обсуждением предвыборных программ. Нынешние гонки сконцентрировали внимание общества на проведении публичных дебатов кандидатов в президенты. Но пока украинцы могут наблюдать лишь "спектакль" вокруг дебатов, который отвлекает от сути самих дебатов - критического и конкурентного обсуждения программ кандидатов в президенты.
В то же время к кандидатам в президенты есть и вполне конкретные вопросы, не нашедшие отражения в их предвыборных программах. Понятно, что каждый из кандидатов в президенты делает ставку на собственных сильных сторонах. Но новоизбранному президенту придется столкнуться и с вопросами, которые витают в воздухе, но остаются без ответа на данный момент.
Международный центр перспективных исследований совместно с Украинским институтом будущего в исследовании "Зе выборы ПО-новому: содержание за кулисами шоу" проанализировали программные обещания кандидатов и сформулировали вопросы, которых они избегают, но на которые им стоит дать ответ во время дебатов или в иной форме до второго тура.
О чем не говорит Владимир Зеленский
Предвыборная программа Владимира Зеленского концентрируется на отдельных предложениях в той или иной сфере общественно-политической жизни. Однако, практически всем программным пунктам в его программе не хватает системности и экстраполяции на реалии украинской политики. Отвечать на острые вопросы со стороны общества берутся представители штаба Владимира Зеленского, которые, безусловно, являются профессионалами, однако, нет понимания, как сам кандидат ориентируется в собственной предвыборной программе и механизмах ее реализации.
Нехватка исчерпывающей информации о первых шагах Зеленского-президента заставляет экспертную среду, СМИ и, самое главное - его избирателей додумывать конкретные планы Владимира Зеленского на должности президента Украины. СМИ писали о первых десяти шагах Владимира Зеленского на основе разговора с представителем команды Зеленского, но в тот же день в штабе кандидата назвали эту информацию журналистов недостоверной. Соответственно, у общества так и не сложилось представление о том, какими будут первые действия Владимира Зеленского, в случае его победы на президентских выборах.
Без ответа также остается вопрос о возможных кадровых назначениях. Стоит отметить, что в штабе Зеленского обещают обнародовать список претендентов на "президентские" должности до 19 апреля. Но пока это один из главных вопросов к Владимиру Зеленскому, который все еще остается открытым.
Непонятен также вопрос готовности Владимира Зеленского сотрудничать с другими политическими силами. Стоит понимать, что представители "старой" политической элиты не исчезнут лишь по факту победы Владимира Зеленского на выборах президента. По крайней мере, полгода действующий состав ВРУ и правительство будут работать, поэтому команде Владимира Зеленского придется с ними контактировать, возможно, даже находить компромиссы. В данном контексте также стоит озвучить, что среди украинских политических сил обсуждается возможность проведения конституционной реформы для ослабления полномочий президента. Но неизвестной остается позиция самого Зеленского по этому вопросу.
gallery/1782/147370
Можно отметить, что Владимир Зеленский объединил большое количество электората, общим для которого является недоверие и разочарование в "старых" политиках. С одной стороны, объединение украинцев вокруг общего лидера - это положительный момент. Но потенциальная угроза в этом аспекте состоит в том, что избиратели Зеленского имеют иногда довольно разные политические предпочтения: 56% сторонников Зеленского поддерживают вступление Украины в НАТО, а 35% - выступают за внеблоковый статус; 52% - будут требовать поддержки украинского языка, 41% - равных возможностей для всех языков; 47% - поддерживают реформы, ориентированные на внедрение рыночных механизмов, 41% - госконтроля в экономической сфере. Поэтому Владимиру Зеленскому стоит ответить на вопрос, как он будет балансировать между политическими предпочтениями как своих избирателей, так и остальных украинцев.
О чем не говорит Петр Порошенко
Петру Порошенко как действующему президенту Украины следовало бы ответить на вопрос: что помешало ему выполнить свою программу, с которой он победил на выборах 2014 года. В частности, по проведению избирательной реформы, снятии неприкосновенности с народных депутатов Украины и принятии закона "об импичменте". Игнорирование предыдущих обещаний создает риски образования вакуума доверия к новым программным предложениям, с которыми Петр Порошенко идет на выборы.
В предвыборной программе Петра Порошенко 2019 года нет ответов на ряд других общественно важных вопросов, которые актуальны для страны.
Учитывая неудовлетворительные результаты судебной реформы, в частности в вопросе обновления судейского корпуса, возникает вопрос, планирует ли Петр Порошенко еще раз перезагрузить судебную систему? Проблема отсутствия верховенства права в Украине так и осталась нерешенной.
Не завершена также антикоррупционная реформа. Несмотря на то, что создание антикоррупционной инфраструктуры в Украине практически подошло к концу, к новообразовавшимся органам есть претензии со стороны гражданского общества и международных партнеров Украины. Политическая заангажированность и отсутствие реальной независимости НАПК, САП и частично НАБУ исключает эффективную борьбу с коррупцией. К проблемам в сфере антикоррупционной реформы прибавилось решение Конституционного суда Украины о признании неконституционной статьи об уголовной ответственности чиновников за незаконное обогащение. Кроме того, нерешенным остался вопрос о необходимости декларирования доходов общественных активистов.
В украинской политической системе существует реальная проблема дуализма в исполнительной власти. Полномочия президента и премьер-министра четко не разграничены. Эффективное функционирование исполнительной ветви власти часто зависит от способности президента и премьера находить общий язык. Поэтому возникает вопрос, планирует ли Петр Порошенко взяться за решение этой проблемы? Можно ли ограничиться изменениями в законе "О Кабинете Министров Украины", или для этого необходимо провести конституционную реформу? В контексте совершенствования функционирования органов государственной власти важной остается реформа парламента, которая бы гарантировала права оппозиционных политических сил, усиление ответственности депутатов за прогулы и "кнопкодавство".
gallery/1782/147371
Кроме того, к Петру Порошенко есть много вопросов относительно чистоты ведения предвыборной агитации. В частности, привлекает внимание масштабная кампания по дискредитации своего оппонента - Владимира Зеленского. Вначале пренебрежительное отношение к Зеленскому демонстрировал сам Петр Порошенко, но затем скорректировал свое поведение. Но, несмотря на это, его предвыборная кампания все еще переполнена "чернухой". Это, в свою очередь, раскалывает общество, что крайне опасно для страны, в том числе с учетом военной агрессии со стороны РФ. В частности, очень провокационным выглядит месседж "Порошенко или Путин". Причем создается впечатление, что пророссийским сделали бы любого кандидата, который оказался бы во втором туре с Петром Порошенко. Также нельзя сказать, что действующий президент не использовал властную вертикаль, правоохранительные органы и бюджетные средства в собственной предвыборной кампании.
За ходом президентской кампании следит почти все общество, но с подачи технологов кандидатов в президенты предметом дискуссий в обществе является сдача анализов Петром Порошенко и Владимиром Зеленским, новые видеоролики и оскорбления оппонентами друг друга, рассуждения о нравственности использования тех или иных грязных технологий. Даже не стоит говорить, что такой уровень дискурса в обществе не только не раскрывает сути программных предложений кандидатов в президенты, но и сеет раскол в украинском социуме по линии сторонников "Зе" и "П". Вместо этого украинцы должны обсуждать, насколько реалистичными выглядят те или иные предложения кандидатов в президенты, насколько конкретные программные пункты необходимы для государства, как они могут повлиять на дальнейшее развитие нашей страны.
Слепое увлечение "своим" кандидатом и отстаивание его чести в социальных сетях и в кругу единомышленников может привести к тому, что сторонники того или иного кандидата в президенты осознают, что не имеют никакого представления о том, а с чем именно, кроме красивых и эмоциональных лозунгов шел их кандидат на выборы. Поэтому, чтобы не схватиться за голову через некоторое время, обществу нужно принуждать обоих кандидатов в президенты переводить свои баталии в конструктивное русло. "Стадион, так стадион", офис "Суспильного", телемост - это все не имеет принципиального значения, ответы на критически важные для общественности вопросы - вот что мы должны увидеть на публичных дебатах кандидатов в президенты.