Украина в скором времени может перевести электроэнергетику на стимулирующее регулирование, призванное обеспечить привлечение инвестиций в отрасль. Журналист "Апострофа" Виктор Авдеенко выяснял, как это отразится на тарифах.

Энергопоставляющие компании (облэнерго) Украины, как ожидается, будут переведены на стимулирующее регулирование в 2021 году.

Стимулирующее регулирование, известное также как RAB-регулирование (от английского Regulatory Asset Base - регулируемая база инвестированного капитала) является методом формирования тарифов на основе долгосрочного регулирования. Этот метод направлен на привлечение инвестиций для строительства и модернизации сетей.

На сегодня тарифы на электроэнергию в Украине формируются по методу "затраты+" - облэнерго представляют Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), свои расчеты по затратам, к которым регулятор добавляет определенную сумму для осуществления инвестиций в развитие и поддержание инфраструктуры. Общая сумма и является конечным тарифом на электроэнергию для потребителей. Прибыль для компаний устанавливает регулятор.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

RAB-тарифы считаются более прогрессивными. Такое тарифообразование предусматривает не только компенсацию собственно затрат энергопоставляющих компаний, но также инвестиционного капитала и, что еще важнее, обеспечивает доход на инвестиционный капитал.

"Это – гарантирование государством возврата инвестиций в определенном объеме на протяжении определенного времени. Грубо говоря, если компания вкладывает средства в новые активы, например, строит линию электропередач, государство говорит: мы вам будем ежегодно отдавать по 10% (или по другой ставке) от того, что вы вложили, и это будет продолжаться, пока вы свои деньги не отобьете", - рассказал "Апострофу" руководитель специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.

Делайте ваши ставки

Переход на RAB-регулирование в нашей стране обсуждается с 2012 года, однако каждый раз, когда дело доходит до его непосредственного внедрения, власти дают заднюю.

Очередной шаг в этом направлении был сделан в конце апреля 2020 года, когда НКРЭКУ одобрила проект перехода на стимулирующий тариф для облэнерго.

На сегодня все активы энергосетей предлагается разделить на старую и новую базу. Для старой базы предполагается ставка доходности на уровне 1%, для новой – 15%.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Геннадий Рябцев считает такой подход правильным. "Нам нужны новые объекты", - говорит он. Кроме того, по словам специалиста, компании, которые сегодня управляют старыми объектами, не вкладывали средства в их строительство. "На 99,9% - это советский актив", - подчеркнул он.

Вместе, с тем международные эксперты по энергетике Владислав Иноземцев и Ариэль Коэн в исследовании Securing Capital Investment in Ukraine's Grid: The Road to the Future отмечают, что подход с начислением высокой ставки на новую базу и низкой ставки на старую базу не даст возможности решить главную проблему украинской инфраструктуры сетей – обновление старых электросетей, износ которых оценивается в 80% в среднем по стране. Инвесторы будут заинтересованы строить новые объекты, при этом все существующие активы будут изнашиваться еще больше, что приведет к огромным проблемам с распределением электроэнергии для потребителей.

Александр Визир, глава Общественного Союза "Умные Электросети Украины", который представляет интересы участников рынка распределения электроэнергии, отмечает, что подхода с разделением баз активов нет в других европейских странах. Для успешных европейских моделей нормальная практика – начисление единой ставки доходности на все активы операторов систем распределения.

Поэтому многие, в том числе представители финансово-промышленных групп, в руках которых сосредоточены основные активы облэнерго, выступают за то, чтобы была единая ставка доходности. Кстати, в постановлении НКРЭКУ от 10 января 2018 года так и было, и единая норма доходности тогда была установлена на уровне 12,5%.

picture Фото: pixabay.com

Однако правительство Владимира Гройсмана тогда выступило против этого, отметив, что "установленные НКРЭКУ одинаковые показатели доходности и на старую, и на новую базу активов - 12,5% - приведут к необоснованному росту тарифов для промышленности, что напрямую отразится на потребителях из-за роста цен на товары и услуги".

После этого регулятор решил ввести две разные ставки регуляторной нормы дохода для энергопоставляющих компаний. Но, возможно, и эта модель неокончательная. Также нет ясности, когда именно введут (и введут ли) стимулирующее регулирование, затронет ли оно все энергопоставляющие компании, будет ли это делаться одномоментно или постепенно.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Все сложно

Отношение к RAB-регулированию на сегодня неоднозначное. С одной стороны, такая модель прижилась во многих странах, в том числе в Европе, с другой, - мировой опыт внедрения RAB-регулирования не является однозначно позитивным, сказал в комментарии "Апострофу" эксперт по вопросам ЖКХ Сергей Дяченко. "В тех странах, где было ведено стимулирующее регулирование, наблюдался резкий рост инвестиций, но и цен тоже", - отметил он.

В свою очередь, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ гражданской сети "Опора" Татьяна Бойко заявила изданию, что поддерживает внедрение в Украине RAB-регулирования. При этом она обратила внимание на то, что такое регулирование необязательно должно ограничиваться электроэнергетикой. "Можно вводить на все, особенно там, где есть транспортировка, поскольку все сети - дырявые, - пояснила эксперт. - Но здесь важна методика, так как RAB-тарифы могут быть разными".

Что касается "дырявости" сетей, то тут не поспоришь - их изношенность составляет, по разным оценкам, порядка 80%, а то и больше. И эту проблему нужно решать.

Одним из способов решения как раз и является стимулирующее регулирование.

Однако затраты на ремонт и модернизацию учитываются и при ныне действующей модели, кроме того, где гарантия, что облэнерго будут направлять средства, получаемые от введенных RAB-тарифов, исключительно на модернизацию? В нормативных актах этот вопрос не прописан. Власти обещают штрафовать нарушителей, но при этом признают, что мониторить все компании просто нереально.

В ожидании роста

Очевидно, что обывателей интересует, как предлагаемые новшества скажутся на конечных тарифах. Пока речь идет об электроэнергии, но, как было сказано выше, RAB-регулирование можно применить и к транспортировке воды, газа, тепловой энергии.

Важно отметить, что большинство европейских стран перешли на стимулирующие тарифы 10-20 лет назад. В момент перехода ставки возврата инвестиций были достаточно высокими и равными WACC. Например, Болгария провела реформу тарифообразования в 2005 году со ставкой доходности 16% на все активы энергокомпаний. В том же году Румыния внедрила стимулирующий тариф со ставкой 12%.

Стоит отметить, что в Европе сейчас ставки RAB-тарифов ниже, чем те, что предлагается ввести в Украине. Это обусловлено пересчетом показателя WACC, улучшением бизнес-климата в стране, и как результат изменение по ставкам депозитов и облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ).

Озвученные ставки 12,5% и 15% (для новой базы) в Украине - выше соответствующих ставок в Украине по депозитам и ОВГЗ, что и понятно, так как инвестору должно быть выгоднее вкладывать средства в инфраструктуру, а не в эти финансовые инструменты.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

picture Фото: pixabay.com

Но это, в свою очередь, будет способствовать увеличению конечного тарифа.

На сколько? Это зависит от многих факторов.

"Понятно, что, когда будут построены мощности, компании захотят получить не только компенсацию за вложенные средства, но и какую-то прибыль. Естественно, это скажется на ценах. Тарифы поднимались в странах Восточной Европы, в Великобритании, других государствах, где этот инструмент был задействован", - говорит Геннадий Рябцев.

По его словам, согласно расчетам, которые делались несколько лет назад, при введении стимула в размере 11%, как для новой базы, так и для старой, рост тарифов оценивался примерно в 8%. "Но за это время многое изменилось", - добавил он.

RAB-регулирование приведет к росту тарифов, соглашается Татьяна Бойко, при этом добавляет, что это будет лишь на начальном этапе.

Сторонники RAB-тарифов отмечают, что увеличение инвестиций в модернизацию сетей будет способствовать сокращению потерь при транспортировке и, как следствие, снижению затрат поставляющих компаний. Поэтому, действительно, в будущем можно ожидать даже некоторого уменьшения тарифов. Другое дело, что, как уже было отмечено выше, компании необязательно станут вкладываться в модернизацию, да и не факт, что им захочется снизить тарифы после того, как их расходы на поддержание сетей сократятся.

Сергей Дяченко, в свою очередь, прогнозирует, что с введением стимулирующего регулирования, "с высокой долей вероятности", рост тарифов для населения составит, максимум, 15-20%.

Хоть так, хоть этак

Артур Огаджанян, партнер департамента корпоративных финансов компании "Делойт" в Украине, отмечает, что реальное влияние стимулирующего тарифообразования – это постепенно обновление электросетей и как следствие этого – снижение тарифа на распределение в долгосрочной перспективе за управления потреблением и снижения потерь электроэнергии, которые потребитель оплачивает в структуре тарифа.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Но, даже если в ближайшее время RAB-регулирование в Украине не будет введено, расходы на распределение электроэнергии будут увеличиваться, так как состояние сетей продолжит ухудшаться.

"Мы оценивали, что примерно на четверть вырастут расходы на распределение с 2020 по 2030 год, даже если перехода на RAB-регулирования не будет", - отметил эксперт программы "Энергетика" аналитического центра "Украинский институт будущего" Андриан Прокип.

"Тарифы могут поднять вне зависимости от того, будет ли введено RAB-регулирование", - считает Геннадий Рябцев.