Санкции Европейского союза в отношении России ожидались еще на предыдущей неделе, но тогда Брюссель ввел лишь персональные ограничения в отношении ряда российских чиновников и активистов сепаратистов. Экономические же санкции коснулись лишь крымских предприятий, которые были незаконно конфискованы Россией после аннексии полуострова. Вчера же было оглашено конкретное наполнение ограничений. А вот список предприятий, которых они коснутся, будет опубликован на днях ‒ после его утверждения всеми государствами-членами ЕС.

Европейский Союз утвердил санкции в четырех сферах.

1. Европейским гражданам и компаниям запрещено покупать или продавать российские бонды, акции и другие финансовые инструменты сроком более 90 дней.

2. Вводится эмбарго на экспорт и импорт вооружения и связанных с ним товаров.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

3. Запрещен экспорт товаров двойного назначения и технологий военного назначения из Евросоюза в Россию.

4. Из ЕС нельзя будет экспортировать в РФ оборудование и технологии энергетического сектора. Норма коснется разведки и разработки глубоководной и арктической нефти, а также шельфового газа.

Неожиданным оказалось расширение санкций со стороны США. Еще в 18.00 (по киевскому времени) государственный секретарь Джон Керри на пресс-конференции говорил только о подготовке новых санкций, а уже после 22 часов президент США Барак Обама объявил об ужесточении ограничительных мер. В Вашингтоне подчеркивают, что организовывают давление на Москву в тесном сотрудничестве с европейскими коллегами. Новый список санкций США оказался скромнее предыдущего. К двум учреждениям ‒ Внешэкономбанку и Газпромбанку ‒ в списке секторальных санкций были добавлены еще три: ВТБ, Банк Москвы и Российский сельскохозяйственный банк. Госказначейство США запретило выдавать им кредиты на срок более 90 дней, но не заморозило их активы. В то же время Вашингтон заморозил активы "Объединенной судостроительной корпорации" и запретил американским физическим и юридическим лицам осуществлять транзакции с ней. США готовы и к дальнейшему расширению санкций, если Россия не изменит свой курс, отметил позже заместитель главы Госказначейства по вопросам терроризма и финансовой разведки Дэвид Коэн .

Экономист Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Ангела Бочи отмечает, что в краткосрочной перспективе основное влияние санкции окажут на финансовый сектор РФ. "ВТБ, наряду со Сбербанком России являются двумя крупнейшими банками, обслуживающими весь государственный сектор и частично внешнеэкономическую деятельность. В связи с этим,‒ отмечает эксперт,‒ следует ожидать падения стоимости акций этих кредитных учреждений и связанных с ними компаний". По словам госпожи Бочи, ВТБ уже отреагировал на введение санкций увеличением уставного капитала.

В свою очередь директор программ по европейской интеграции МЦПИ Владимир Притула отмечает, что не следует ожидать деэскалации ситуации в Восточной Украине вследствие введения санкций. "После аннексии Крыма [президент России] Владимир Путин получил очень высокий уровень поддержки от народа и теперь не может отступить,‒ считает господин Притула.‒ Наоборот, от Москвы сейчас можно ожидать поиска путей дальнейшего наступления. Об этом свидетельствуют, например, недавние испытания крылатой баллистической ракеты, в которых Россию обвиняют Соединенные Штаты".

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Влияние Российской экономики в энергетическом и оборонном секторах скажется, но не слишком быстро. Заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Антон Михненко поясняет, что "Россия является достаточно мощным государством, которое может самостоятельно создавать различные типы вооружения: авиацию, стрелковое оружие, бронетехнику, средства радиолокации и средства высокоточного поражения. Однако есть сферы, в которых Россия существенно отстает". По словам господина Михненко, речь идет, например, о "тепловизионных устройствах и оптике, где используются электронно-оптические преобразователи 3-го и 4-го поколения. Хотя в России есть заводы, которые производят неплохую оптику, но продукция, которую предлагает Европа, намного лучше",‒ отмечает эксперт. Кроме того, у Европы есть технологии по созданию новых порохов и взрывчатых веществ, которые Россия хотела бы получить. Поскольку военные технологии в современном мире стремительно развиваются, санкции значительно усилят отставание России, считает Антон Михненко, отмечая, что уже приостановлен ряд проектов между странами ЕС и Россией, например, совместное с Италией производство подводных лодок S1000.

В долгосрочной перспективе сильным будет влияние также и в энергетической сфере. Ангела Бочи говорит, что добыча нефти и газа в ближайшее время не изменится, но без импорта высоких технологий России будет очень сложно развивать добычу арктической и глубоководной нефти и шельфового газа. "Россия ‒ сырьевая страна, она не славится высокими технологиями",‒ отмечает эксперт. В длительной перспективе можно ожидать, что санкции ударят по всем россиянам, в первую очередь из-за девальвации рубля. "Хотя РФ уже три года проводит политику замещения импорта,‒ говорит госпожа Бочи,‒ но о полном замещении пока говорить нельзя. В первую очередь это касается машиностроения".

"Евросоюз избрал те санкции, которые будут иметь наименьшее влияние на экономику ЕС, и наибольшее ‒ на экономику России",‒ отмечает Ангела Бочи. В дальнейшем Евросоюз будет придерживаться этого подхода. Это касается и США. Антон Михненко подчеркивает, что сотрудничество более выгодно России, нежели Соединенным Штатам. Кроме того, Вашингтон имеет огромное лобби во многих странах и в дальнейшем может давить на государства Азии или Африки, чтобы те также отказывались от военно-промышленных контактов с Россией.

Владимир Притула считает, что в отношении своих граждан Кремль будет проводить "закручивание гаек" ‒ политика, широко используемая Владимиром Путиным в последнее время. "Об этом свидетельствует недавно принятое законодательство, например, касательно рекламы на платных кабельных каналах. Таким образом оппозиционные каналы могут просто перестать существовать",‒ отмечает Владимир Притула. "Украине следует готовится к худшему и уже сейчас усиливать всю государственную границу. У нашей страны около 4 тыс. км границ, которые не были демаркированы, потому вполне может возникнуть угроза дестабилизации с других направлений: Приднестровья и Белоруссии",‒ поясняет эксперт.