Венецианская комиссия фактически встала на сторону Украины и не поддержала претензии Венгрии к нашей стране относительно закона "Об образовании". Как теперь будут развиваться отношения двух государств и продолжит ли Венгрия ставить палки в колеса того велосипеда, на котором Украина движется в сторону ЕС, разбирался "Апостроф".

Юридический позитив

Международный скандал между Украиной и Венгрией на почве нового закона "Об образовании", напомним, разгорелся в начале осени, когда парламентарии приняли документ. Всему виной - статья 7 данного закона, в которой задекларировано, что "языком образовательного процесса в учреждениях образования является государственный (то есть украинский)". При этом национальным меньшинствам сохранили право на получение образования на родном языке, но только в дошкольных учреждениях образования и начальных классах школы. "Это право реализуется путем создания отдельных классов (групп) с обучением на языке соответствующего национального меньшинства вместе с государственным языком", - говорится в тексте закона.

Сразу после принятия ВР закона, Венгрия обрушилась с жесткой критикой на Украину, мол, языковые права этнических венгров, проживающих на Западе Украины, ущемляются. Опасения Венгрии разделили и другие страны: Румыния, Болгария, Молдова, Польша и Греция. Украинские дипломаты и чиновники Минобразования развернули широкую информационную кампанию, в ходе которой объясняли возмущенным европейцам, что на самом деле языковые права нацменьшинств новый закон не затронет, а, напротив, позволит детям стать более успешными в системе высшего образования Украины. Ведь недостаточно совершенно зная государственный язык, выпускники школ хуже сдают ВНО и не имеют возможности поступить в престижные вузы.

Но эти аргументы чиновники недовольных стран, в частности Венгрии, не хотели слушать, пообещав заблокировать украинские интеграционные инициативы в ЕС и НАТО. Зарубежные противники закона обратились в ПАСЕ: как следствие, парламентская ассамблея приняла неутешительную для Украины резолюцию. "Новое законодательство, похоже, не соответствует надлежащему балансу между государственным языком и языками национальных меньшинств. В частности, новый закон влечет за собой значительное сокращение прав, ранее узаконенных за "национальными меньшинствами" в отношении их собственного языка образования", - говорилось в тексте документа.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Однако расставить все точки над "і" и вынести финальный юридический вердикт должна была Венецианская комиссия, что и произошло 8 декабря. Согласно решению комиссии, злополучная 7 статья закона является рамочной, а детализировать ее необходимо уже в законе "Об общем среднем образовании". Кроме того, Венецианская комиссия отмела обвинения Венгрии относительно сужения прав нацменьшинств законом "Об образовании".

"Венецианская комиссия подчеркнула, что вопросы содержания и объема прав относятся исключительно к компетенции Конституционного суда Украины", - поясняют в пресс-службе Минобразования.

Но тот факт, что Украина одержала юридическую победу, совсем не означает, что Венгрия готова с этим мириться.

gallery/1259/63303

Что выкинет Венгрия

"Представители правительства Венгрии еще до решения Венецианской комиссии говорили, что их претензии не изменятся", - сказал "Апострофу" эксперт Международного центра перспективных исследований Евгений Ярошенко.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Сейчас Венецианская комиссия стала на нашу сторону. Но приняла бы она позицию Венгрии или было бы компромиссное решение – это не играет роли для внутренних политических целей Будапешта. Кардинально политика Венгрии не изменится", - подчеркнул в разговоре с "Апострофом" дипломат, эксперт Майдана иностранных дел Александр Хара.

Однако решение Венецианской комиссии способно успокоить более широкий круг партнеров Украины в ЕС.

"Решение Венецианской комиссии может снять напряжение, которое сложилось в общении между Украиной и многосторонними институциями: Советом Европы, ОБСЕ", - отметил Ярошенко.

По мнению Хары, разжигая конфликт с Украиной, венгерские политики играют на внутреннего потребителя.

"Есть электорат, для которого эти языковые вопросы важны, поэтому некоторые политические силы пытаются использовать эту тему, чтобы получить политические дивиденды", - убежден дипломат.

"Сейчас вопросы должны идти к господину Петеру Сийярто (главе МИДа Венгрии, - "Апостроф"), Виктору Орбану (премьер-министру Венгрии, - "Апостроф") и всем тем политикам, которые используют этот закон для самопиара, нагнетания антиукраинской истерии, на самом деле, подготавливаясь к собственным парламентским выборам, - соглашается экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко. – Но я бы посоветовал им искать другой способ поднятия собственных рейтингов. Это нормальный украинский закон, который отвечает всем нормам международного права, в частности конвенциям, регулирующим права национальных меньшинств. В своем решении Венецианская комиссия это подтвердила".

Кроме блокирования евроинтеграционных инициатив Украины, по мнению Ярошенко, Венгрия может активизировать процесс раздачи своих паспортов украинцам, проживающим на территории Закарпатья, который и так уже запущен.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Правда существует вероятность, что Венгрия все же даст "задний ход" и откажется от претензий к Украине. Ведь на днях Еврокомиссия подала в суд на Венгрию за ее собственный закон об образовании, который ограничивает свободу европейских университетов.

"Поэтому тут тема закрыта, к ней не стоит возвращаться, но если Венгрия будет продолжать делать то, что она делала, она очень быстро получит разъяснения не от Украины, а от Брюсселя", - заявил "Апострофу" Огрызко.

Что касается других стран, которые пошли на конфронтацию с Украиной из-за нового образовательного механизма, то здесь ситуация выглядит более спокойной.

"Например, для поляков целостное, суверенное украинское государство, которое стремится стать членом ЕС и НАТО - это идеальный вариант. Фрагментация Украины для них является крайне негативным вариантом. Ведь поляки в сознании не говорят, что существуют какие-то территории, которые исконно польские, они хотят их вернуть и поэтому они поддерживают этническое меньшинство. А вот венгры живут в другой реальности, не понимая, что мир изменился и Украина не несет угрозы ни венгерскому этническому меньшинству, ни самой Венгрии, - подытожил Хара. – Естественно, что нельзя принимать язык ультиматумов, даже будучи в слабом состоянии. Украинская власть избрана украинскими гражданами. Соответственно, прежде всего, она должна ориентироваться на удовлетворение их требований. Россия на протяжении 25 лет нам постоянно указывала, как нам нужно вести себя с этническими русскими, русскоязычными. Это был постоянный повод лезть в наши внутренние дела, чтобы держать Украину на коротком поводке".