RU  UA

Середа, 1 травня
  • НБУ:USD 39.30
  • НБУ:EUR 41.95
НБУ:USD  39.30

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

​Лучшим подходом является регулирование лотерейного бизнеса наподобие экосистемы

Заместитель генсека Европейской лотерейной ассоциации Буиз Джутта рассказывает о подходах к организации игорного бизнеса

Заместитель генсека Европейской лотерейной ассоциации Буиз Джутта рассказывает о подходах к организации игорного бизнеса Заступник генерального секретаря Європейської лотерейної асоціації (ЄЛА) Джутта Буіз

После принятия очередного санкционного списка, в котором остались две из трех лотерейных компаний – "М.С.Л." и "Патриот", и недавних заявлений главы Минфина о настойчивых планах легализовать азартные игры отечественный лотерейный рынок снова залихорадило. Низкие показатели легальных рыночных оборотов и многомиллионное сокращение поступлений в госбюджет, похоже, не изменили логику чиновников, а позиция участников рынка так и осталась неуслышанной.

В этой связи очередным авторитетным собеседником "Апострофа" по вопросам оптимизации функционирования лотерейного рынка стала заместитель генерального секретаря Европейской лотерейной ассоциации (ЕЛА) Буиз Джутта (BUYSE Jutta). Ее оценки относительно подходов к организации игорного бизнеса и, в частности, к взаимодействию государства с операторами национальных лотерей могут оказаться уместными в условиях грядущих трансформаций в этой сфере в Украине. При этом их можно рассматривать и в качестве ориентиров для инициатив Минфина и правительства, которые в последнее время идут в противовес позиции самих операторов и общества.

Созданная в 1983 году ЕЛА служит платформой для взаимодействия национальных операторов лотерей, а ее деятельность направлена на утверждение конкурентоспособной и стабильной игорной модели для повышения благосостояния общества в соответствии с принципами субсидиарности, предусмотрительности, солидарности и целостности. Она объединяет операторов как государственной, так и частной форм собственности, которые действуют на коммерческой или бесприбыльной основе от имени государства. Являясь членами ЕЛА, операторы получают доступ к услугам по организации различных игр и возможность делать ставки в соответствии с национальным законодательством своих стран. От Украины в работе ЕЛА принимают участие компании "М.С.Л." и "Украинская Национальная Лотерея" (УНЛ).

- Что лежит в основе регулирования рынка лотерей в большинстве европейских государств?

- Все зависит от того, кто владеет компанией. Так, в большинстве случаев, если государство владеет компанией, оно и регулирует ее деятельность. Также применяется режим мультилицензий, когда эту функцию выполняет независимый государственный регулятор. В Великобритании есть главный регулятор — Комиссия по азартным играм, которая регулирует все букмекерские ставки, казино и лотереи. Также имеется частная лотерейная компания, которой предоставляется лицензия на лотерейную деятельность для всех видов национальных лотерей на несколько лет.

С точки зрения правительства, важно понимать, как различные виды игорной деятельности будут сосуществовать. На практике нецелесообразно применять ограничительную политику регулирования, когда, например, начнут устанавливаться очень жесткие правила для лотерей, а игорные автоматы будут везде.

- Неважно - будет один оператор или несколько, главная цель – создать для них такие условия, которые будут стимулировать рынок. Это так?

- Должна быть уверенность, что со стороны государства будет достаточно механизмов для контроля и регулирования их деятельности. Если регулятор может эффективно контролировать, например, 10 или 15 операторов онлайн ставок - это хорошо, но нужно учитывать и необходимость контроля нелегальной деятельности. Очень важно ограничить ее настолько, насколько это возможно, потому что она вредит населению, не генерирует легальной прибыли и лишает дохода госорганы. Приоритетность такой задачи должна быть ключевой. Важно также учитывать, что нелегальная деятельность будет невозможной только в том случае, когда это будет определено юридическими нормами.

- Вопрос контроля достаточно интересный, поскольку он характеризует также открытость со стороны госорганов и эффективность мероприятий по регулированию поступлений в госбюджет, достижению стабильности на рынке. Какие могут быть в этой связи критерии?

- Государство принимает решение, которое зависит от национальных традиций, отношения населения к игорному бизнесу, возможностей для их контроля и видения ситуации на рынке. Необходимо понимать, что существует несколько факторов. Одни из них – это численность населения и количество потенциальных игроков, количество операторов, а также уровень налогообложения. Например, если у вас немногочисленное население и много операторов, государство не сможет установить большие ставки налогообложения. При незначительном количестве операторов ставки могут быть достаточно высокими, и при этом операторы станут меньше конкурировать друг с другом. Уровень контроля также зависит от требований регулятора, количества продуктов на рынке и уровня максимальных выплат. Ведь чем выше выплаты игрокам, тем меньше доход государства.

- Относительно цели развития рынка, насколько государству целесообразно привлекать новых лотерейных операторов, если рынок уже сформировался?

- Лотерея — это игра, когда много людей делают маленькие ставки, а джекпот выигрывают только один или несколько игроков. Такая практика существует в Великобритании, где много игроков, также во Франции, Бельгии. В Германии для регионов имеется по одному оператору (всего их 16), но в действительности они проводят игры совместно. В Испании работают 2 оператора, однако они предоставляют различные продукты: это большая страна с большим населением. В Нидерландах тоже несколько операторов. Общая же логика такова, что количество операторов зависит от числа игроков и должно способствовать повышению доходов государства.

- Открытие рынка лотерей должно сопровождаться мерами по защите действующих операторов?

- Решение должно приниматься после определения оптимального количества операторов на рынке. Лично я думаю, что, если рынок открывается, не должны ставиться дискриминационные условия.

- Во многих странах средства от лотерей направляются на социальные нужды. Как правильно распределить средства для большей пользы государству от этого вида деятельности?

- Куда направить средства, решают правительства или парламенты, и это демократический процесс. В некоторых странах они идут на благие нужды, как, например, в Португалии, где их направляют на оплату услуг в больницах Лиссабона, поддержку людей пожилого возраста, или в Испании - для финансирования специальных фондов. В Германии средства преимущественно идут на финансирование сферы культуры. В других странах они поступают непосредственно в государственный бюджет, откуда потом перераспределяются.

То, что многие люди, которые играют, знают, куда идут деньги, является позитивным моментом для компании, но, с точки зрения суммы, это, конечно, ничего не меняет. При таком подходе легче вести коммуникацию по вопросам финансирования социальных нужд или же госбюджета.

- А кто отвечает за распределение средств?

- Все зависит от политики государства. Например, в регионах Германии есть отдельные государственные структуры, а в Великобритании создан специальный фонд. Вариантов очень много.

- Какой основной налог, который платят операторы?

- Налоговые практики также разные. Часто - это налог на прибыль, который зависит от оставшейся после выплаты приза суммы.

- Для национального лотерейного рынка важны европейские практики, следуя которым можно рассчитывать на установление благоприятных и конкурентных условий на рынке как для национальных компаний, так и для потенциальных иностранных инвесторов. Какова роль ЕЛА в этом контексте?

- Основное преимущество от членства в ассоциации – это возможность обмена опытом по внедрению лучших практик, проведения оценки деятельности компании, внедрения ответственных практик игры. Компания также получает возможность определить свой уровень развития наряду с другими партнерами.

Версія для друку
Знайшли помилку - видiлiть та натиснiть Ctrl+Enter

Читайте також

В Україні обвал цін на продукти: чому люди цього не відчувають

Ціни на продукти харчування в Україні в 2024 році мають здивувати українців - проте багато залежатиме від політичних рішень

Гектари за безцінь: чи збережуть українці землю від іноземних посягань

Допуск на ринок землі в Україні юридичних осіб спричинив велике зростання цін на земельні ділянки, фермери бояться залишитися безземельними