Создание искусственной монополии в лотерейном бизнесе уже привело к потерям госбюджета в 2015 году на суму в 272 млн грн, но правительство пока не сделало выводов, и в этом году потери бюджета могут превысить 380 млн грн. Команда Арсения Яценюка так и не понесла ответственности за лоббистские решения по "зачистке" лотерейного рынка в пользу игрока, за которым стоят могущественные государственные чиновники, а новое правительство пока не сделало ничего для нормализации ситуации. Сознательно завышенные и неразумные налоги не снижаются, необоснованные санкции не отменяются, лицензионные условия не разрабатываются, судебные решения откладываются. Грустный опыт других стран постсоветского пространства, где под видом реформ проводились подобные попытки монополизировать лотерейный бизнес, в Украине так никого ничему не научил.
В мае актуализировался вопрос нормализации ситуации на лотерейном рынке Украины. Как уже сообщал "Апостроф", вследствие лоббистских решений госорганов в Украине произошла "зачистка" лотерейного рынка, и две крупнейшие компании – "М.С.Л" и "Патриот" – по голословным обвинениям были включены в антироссийский санкционный список.
Украинские власти таким решением практически сделали шаг по созданию искусственной монополии на рынке для компании УНЛ, которую напрямую связывают с несколькими влиятельными украинскими чиновниками и политиками.
Такое решение уже привело к значительным потерям государственного бюджета в прошлом году в суме 272 млн грн и существенному ухудшению ситуации на этом рынке, не говоря о негативном примере зарубежным инвесторам, подтверждающем, что коррупция в Украине процветает еще больше, чем во времена Януковича, а чиновники используют российскую агрессию для оправдания лоббистских решений в личных интересах.
На диаграмме ниже видны результаты "успешной деятельности" государства по регулированию лотерейного бизнеса (по данным Международного центра перспективных исследований).
Спасение утопающих
Исчерпав все доводы, операторы рынка решили искать справедливости в судах. В апреле Высший административный суд Украины начал рассмотрение иска оператора государственных лотерей "М.С.Л" против госорганов, причастных к внесению компании, наряду с другим оператором ЧАО "Патриот", в санкционный список.
Как отметили в компании, они настаивают на признании незаконным указа президента Украины от 16 сентября
"Подчеркиваем, что "М.С.Л" не совершались какие-либо действия, названные в указе президента в качестве основания для применения санкций, до сих пор не предоставлено никаких доказательств в подтверждение приведенных в указе утверждений. Также отсутствуют какие-либо приговоры суда по признакам преступлений против основ национальной безопасности и поддержки терроризма", - заявили в компании.
Однако судебные разбирательства раз за разом переносятся в основном из-за того, что госорганы оттягивают предоставление доказательств неправомерной деятельности оператора лотерей. На последнем заседании, состоявшемся 26 мая, суд опять перенес рассмотрение вопроса, поскольку была привлечена к стороне ответчика Служба безопасности Украины.
По мнению представителя "М.С.Л" Марины Слободниченко, участие СБУ в судебном заседании является положительным и важным фактором для установления истины по делу, поскольку это именно тот орган, который инициировал введение санкций в отношении компании. "Мы надеемся, что все-таки будут открыты те закулисные основания, которые не дают нам жить уже больше года", - отметила Слободниченко.
По ее словам, незаконное применение санкций в отношении "М.С.Л" привело к репутационным и материальным потерям компании. "С каждым днем мы теряем сеть распространения наших лотерей. Уже на сегодняшний день с нами отказались сотрудничать такие сети, как "Укрпочта", "Ощадбанк". Кроме того, потери понесет и Государственный бюджет - не только из-за санкций. Безумное налогообложение, которое введено в отношении компании, привело к потерям бюджета в 2014-2016 гг. в размере более 700 млн грн", - сообщила представитель "М.С.Л".
Как известно, в 2015 году был изменен Налоговый кодекс Украины, в котором, по предложению Минфина, увеличили налоговую нагрузку на лотерейные компании. Налогообложение получилось 4-разовым: доходы оператора лотерей облагаются общим налогом с доходов (10%), затем часть этого же дохода (призовой фонд) облагается налогом с доходов физических лиц (18%) и военным сбором (1,5%), и затем часть этого же дохода, которая является прибылью, облагается налогом на прибыль (18%). При этом операторы лотерей часть своей выручки от принятия ставок в лотерее (не менее 50%) обязаны направить в призовой (выигрышный) фонд, который должен идти на выплату игрокам - победителям лотерей.
Идем путем чужих ошибок
Подобная тактика давления на участников лотерейного рынка не нова. Ее уже применяли в странах постсоветского пространства, в частности в Молдове и Грузии. В соседней Молдове в 2009 году в начале ввели 10% налог на выигрыш. Лицензионный сбор с лотерей на тот момент составлял 14%. Это все же позволяло более или менее успешно функционировать на рынке нескольким компаниям. Но в 2010 году лицензионный сбор вырос вдвое, увеличился и сбор с выигрыша: 18% на сумму до 50 тыс. лей и 25% - на большую сумму. Такое налоговое бремя, по сути, похоронило участников лотерейного рынка.
По данным Лицензионной палаты Молдовы в 2012 году лицензионный сбор с лотерей составлял еще 1 435 982 лея, в 2013-м отчисления лотерейных операторов упали до 560 тыс. лей, в 2014 году бюджет получил только 252 тыс. лей. И тут на фоне угасания частных лотерейных операторов появился новый игрок – государственная национальная лотерея. Она имела существенное преимущество – не платила за лицензии. По задумке организаторов, это должен был быть успешный проект, но он провалился из-за низкой квалификации исполнения.
"Опыт Молдовы может реально показать, что увеличение налогового бремени не всегда ведет к математической пользе, а также увеличению доходной части государственного бюджета", - отметил партнер консалтинговой компании "Knostic" SRL (Молдова) Анатолий Альбин.
Грузия также имеет "успешный" пример неразумной государственной политики в лотерейной сфере. Вначале на местном лотерейном рынке работало четыре оператора. Это продолжалось до реформы времен Михаила Саакашвили. В отличие от успешно реформированных полиции и органов госуправления здесь реформаторам нечем похвастаться.
Лотереям в Грузии установили плату в 20% от выручки за реализованные билеты. Плюс местные специальные сборы - 150-300 долларов в месяц с каждого пункта распространения лотерей. Эти условия значительно снизили интерес частных компаний к лотерейной деятельности. Но главный удар нанесло принятие закона, который устанавливал лотерейную монополию. Государство позволяло вести лотерейный бизнес только одной компании, которую выбирали на тендере.
Победителем оказался новичок – "Лотерейная компания Грузии", основанная за три недели до тендера. Грузинское интернет-издание "Либерали" тогда намекало, что это "правительственный бизнес", потому что официальным представителем компании был Дмитрий Чиковани - родственник экс-министра обороны Давида Казерашвили, а один из членов управляющего совета - экс-заместитель министра экономики Каха Дамениа.
Однако даже в монопольных условиях новичку не удалось наладить успешное дело. Согласно условиям тендера, "Лотерейная компания Грузии" планировала доход за 10 лет - 4,2 млрд лари (около $2 млрд.). Госбюджет должен был получить почти $400 млн. Но за первый год монополист дал государству около $4 млн, еще через год - в три раза меньше.
После реформы популярность лотереи катастрофически снизилась. Сейчас ее ассортимент скудный. Только 2 игры - числовая и мгновенная. Среди игроков в основном пожилые люди, а билеты продаются в киосках вместе с сигаретами.
До основания мы разрушим, но строим что? И для кого?
Таким образом, Украина сейчас повторяет худший опыт стран региона, хотя до Майдана сама могла бы служить для них примером довольно хорошего роста поступлений в госбюджет от лотерейного бизнеса.
С 2009 до 2013 года поступления в госбюджет стабильно возрастали из года в год на 20-30% а то и вдвое, как это видно из диаграммы выше. Этому способствовали рыночная конкуренция между тремя операторами и адекватные решения по налогообложению отрасли. Облагался валовой игровой доход, то есть реализованные билеты минус выигрыши. Ставка налога снижалась ежегодно на 2% - с 25 до 19, но это приводило не к снижению доходов бюджета, а к быстрому росту за счет развития рынка и увеличения базиса налогообложения.
Правительство же Арсения Яценюка очень быстро разрушило все, что было создано, потеряв за два года 375 млн грн, то есть в результате "отстегав" себя как унтер-офицерская вдова. Точнее не себя, а граждан Украины, у которых забрали значительные средства из доходной части бюджета. Зачем? Кому нужны были такие решения? Участники рынка хорошо знают и неофициально называют имена политиков и чиновников, которые стоят за компанией УНЛ, единственной, которая оказалась в выигрыше от решений госорганов по введению санкций.
"Апостроф" направил официальное обращение ко всем участникам рынка с просьбой раскрыть своих конечных бенефициаров и предоставить свое видение ситуации в этой отрасли. Надеемся, что в ближайшие дни мы получим ответ и сможем рассказать о том, кто же в выигрыше от потерь государственного бюджета Украины.
Пока очевидно только то, что если новая власть не в состоянии создать что-то, то, как минимум ей не следует разрушать того, что уже работает и довольно не плохо. Разрушить оказалось легко, а построить намного сложнее. Если чиновники будут по-прежнему руководствоваться не государственными, а своими частными интересами, то Украина и дальше будет катиться к нищете. Легальный лотерейный рынок во всех цивилизованных странах является курицей, несущей золотые яйца. Только там эти яйца попадают в бюджет, а у нас – в чьи-то широкие карманы.
Уничтожение сложившегося легального лотерейного рынка приведет лишь к одному – уходу бизнеса в тень. Люди все равно будут играть.