В апреле этого года в сети стали доступными для просмотра первые фильмы Ильи Хржановского из масштабного проекта "Дау". За более чем 10 лет работы Хржановский отснял 700 с лишним часов материала и превратил его в 16 полнометражных картин, несколько сериалов, цикл документальных фильмов и цифровую платформу. Одним из самых обсуждаемых после премьеры в Париже и показа на Берлинале-2020 стал фильм "Дау. Дегенерация" - во многом благодаря скандальным сценам, в которых зрители усмотрели непостановочное насилие. Журналист и кинолюбитель Иван Гречишкин считает, что аналогов ленте найти практически невозможно, и именно в этом заключается ее прелесть. Подробнее об этом далее в материале.
Илья Хржановский
О чем фильм?
Вкратце о сюжете. В крупном советском научном институте происходит полный бардак. Его руководитель склоняет подчиненных к интиму, рядовые работники спиваются, студенты устраивают буйные пьянки. До партийных кабинетов доходят сведения об этом, и туда оперативно направляют нового директора – генерала КГБ, который намерен "навести порядок". Спустя время генерал понимает, что мягкой силой ситуацию не исправить и на помощь ему направляется бравый отряд юных радикалов, которым дается полная свобода в действиях.
Итак, попробуем сделать вскрытие исходному сюжету. Картина Ильи Хржановского "Дау. Дегенерация" повествует о локальном конце света, который можно масштабировать по желанию в любых пропорциях – два десятка персонажей как в оригинальной картине, две тысячи человек или два миллиарда. На примере этой картины мы видим движение к краю в разрезе человеческой психологии, и это движение обусловлено не внешними факторами (инопланетяне, силы природы или войны), а внутренними – нам показывают процесс морального разложения во всех подробностях. И показывают итог. К слову сказать, итог довольно внезапный и его трудно объяснить логикой. Впрочем, для той социально-политической модели, которую избрал Хржановский, такой поворот вполне характерен – руководство Советского союза славилось своей импульсивностью, есть подозрения, что на уровне социума происходило нечто похожее.
Здесь есть и политический слой, когда условную западную модель развитого капитализма и демократии в рамках небольшой разнородной социальной группы в виду ее мягкотелости начинает вытеснять откровенный нацизм – члены "воспитательной бригады" прямо цитируют заветы Третьего рейха, и это также подбрасывает дровишек в проблематику сюжета, который нам дают создатели фильма.
В контексте так называемого "социального вклада" эта картина также очень важна. Здесь на примере отдельных персонажей мы видим, как небольшая слабина может сломать всю жизнь полностью (история о работниках кафе и игре в домино), и это важный воспитательный момент. Таким образом создатели фильма нам показывают, что не все так однозначно, и будем откровенны, к аборигенам НИИ и их поведению в некоторых случаях сложно проникнуться симпатией. Даже когда их пытаются "перевоспитывать".
Еще один важный момент – религиозный, и он здесь не просто есть, он очевиден. В одной из сцен работница института в разговоре с детьми упоминает "дорогу к Богу" на территории НИИ, и это является важным микронарративом фильма. Так здесь называют лестницу, которая ведет в кабинет директора НИИ – того самого генерала КГБ, который на момент этой сцены уже создал местную экосистему по своему подобию. Таким образом "Дау. Дегенерация" дерзко заходит на территорию Бергмана и Тарковского, и будем честны, неплохо там себя чувствует. Отсюда переходим к следующему пункту.
Хороший ли этот фильм?
Возьмем три фамилии: Хржановский, Юргес и Сорокин. Какая из них вызывает однозначную ассоциацию со словом "хороший"? Есть подозрения, что даже среди самых отъявленных любителей писателя Владимира Сорокина не будет такого, кто бы назвал его работы "хорошими", а подобрал бы другое слово. Также и с Юргесом – в частности, его работа с Михаэлем Ханеке в "Забавных играх" и "Времени волков" возможно выдающаяся, возможно нестандартная, но не "хорошая". А о Хржановском мы до "4" вообще ничего не знали, да и "4" трудно назвать "хорошим" фильмом. Почему же "Дау. Дегенерация" может стать "хорошей" картиной, если все ее создатели, даже косвенные участники, находятся вне этого категориального поля? Нет, это не хороший фильм. Его трудно кому-то рекомендовать, его непросто смотреть, им не насладишься. Но он однозначно важный, как минимум по причинам, описанным выше.
Относительно технического исполнения – он снят здорово, там нет раздражающих глаз сцен (кроме натуралистичной обнаженки), красиво поставлены кадры, неплохой монтаж. Кстати, с монтажом есть интересный нюанс – некоторые сцены очень резко обрываются. Но и этому можно найти объяснение - если бы сцены завершались "вовремя" в драматургическом плане, то фильм бы шел не невыносимых шесть часов, а все десять. К тому же его нельзя назвать "хорошим", потому что общество посчитало иначе (и было за что), и отсюда к следующему пункту.
Скандалы. Можно ли оправдать сцены с младенцами и свиньей?
Нет, оправдать нельзя. Самые часто задаваемые вопросы в этом контексте – "я не смотрел "Дау" и не хочется, а что там с младенцами? И зачем они свинью зарезали?". И ответить на них, прямо скажем, непросто. Сцена с младенцами – важная часть вступления, которая нам показывает с одной стороны, что институт секретный и у него карт-бланш на любые исследования, с другой – что сами ученые от "излишней свободы и вседозволенности" уже не знают, чем себя занять. Чуть ранее там есть схожий момент, но со взрослыми – когда группу студентов вводят в транс и все это едва не перерастает в оргию. Для чего это нужно? Ни для чего. Вместо этого достаточно было, чтобы, например, персонажи в кафе обсудили в трех предложениях, чем они занимались в этот день. Однако такого уровня погружения бы не было.
К тому же эта сцена сильно подтолкнула зрителей к тому, чтобы воспринимать ученых не как милых мучеников, которых ни за что прессуют органы, и таким образом фильму она придала отчетливую "серую мораль". Да, исполнено это было максимально неуклюже, но надо учесть, что Хржановского ограничивала центральная идея проекта – полное погружение в эпоху, без спецэффектов и прочего. Поэтому сделали как сделали, и ничего, к сожалению, не исправить. Остается надеяться, что когда эти дети подрастут, мишура скандальности спадет, и фильм еще будут помнить, а сами они узнают о своем в нем участии и будут этим гордиться.
А сцена с убийством свиньи – это прямое следствие еще одного просчета режиссера, который сам себя запер в формат. Как Хржановский неоднократно говорил, в этом моменте исполнитель роли Максима – скандальный российский блогер, который ныне отбывает тюремный срок, "Тесак" Максим Марцинкевич проявил излишнюю самодеятельность, и будем честны, этим сильно подпортил сценарий. Без спойлеров тут не обойтись, поэтому после просмотра каждый сам оценит, нужно ли было это убийство или нет. Но даже в рамках одной конкретной сцены оно не имеет логики – свинья, по замыслу провокаторов, которые ее привели, символизировала интеллигенцию, которая сама себя запустила и "съедает" в интеллектуальном плане все, что ей пихают. В качестве примера – чуть ранее там состоялась дискуссия об абстрактном искусстве. Обычно увлечение абстракцией к смерти не должно приводить, не так ли? А вот "Тесак" посчитал иначе, судя по его кровавому "художественному жесту". Ну, это если верить словам Хржановского.
Итог. Стоит ли смотреть?
Здесь уместно задать следующий вопрос – а для чего? Если вы чувствуете необходимость расслабиться после работы под приятный фильм, то "Дау. Дегенерация" – это однозначно в топе списка рекомендованных, но с конца. Если вы хотите узнать о советской эпохе и проделках злобных гэбистов – эта картина также вас вряд ли устроит, здесь однозначных ответов на вопросы о природе зла и добра не найти. Исследовать тоталитаризм? Тоже вряд ли. Может, грани человеческой психологии? Это чуть ближе.
А в целом смотреть "Дау. Дегенерация" надо только если собираетесь посмотреть "Дау. Дегенерация". Да, это спорное произведение, да, оно непростое. Но аналогов ему найти практически невозможно. И в этом главная его прелесть.
Самые интересные новости теперь в Telegram! Подписывайтесь на канал theLime, чтобы ничего не пропустить.