Анна Гопко получила широкую известность в 2011–2012 годах благодаря активному участию в антитабачной кампании, результатом которой стал запрет на рекламу табачных изделий и курения в общественных местах. Ее появление на первом месте списка партии «Самопомощь» (политический проект мэра Львова Андрея Садового) было неожиданным. Впрочем, о включении в партийный список других видных общественных деятелей, таких как командир добровольческого спецбатальона МВД «Донбасс» (2-е место) Семен Семенченко и глава люстрационного комитета Егор Соболев (13-е место), журналисты также узнали только на съезде партии 9 сентября. Андрей Садовый с самого начала не претендовал на место в парламенте, заняв в списке из 61-го человека заведомо непроходное 50-тое место.
— Еще в июле вы заявляли, что вам предлагали лидерство в разных политических проектах, но вы отказывались, так как считали, что более эффективны в качестве активиста. Что поменялось с тех пор?
— Действительно, тогда я не планировала идти ни в один политический проект и тем более в старые политические силы, понимая, что это возможность для тех, кто был при власти, регенерировать за счет новых лиц, облеченных доверием людей. Но в последнее время я встречалась со многими европейскими политиками, в частности, с председателем комитета по иностранным делам Европарламента Эльмаром Броком, а также с представителями разных международных структур. И когда я им жаловалась на олигархов, на то, что реформы не продвигаются, они отвечали: «А что вы тут стонете? Почему сами не идете в политику?» На одной из таких встреч меня упрекнули: «Вы боитесь навлечь на себя позор политики, потому что для вас важнее ваша репутация, чем результат, которого вы можете добиться в парламенте, имея опыт, контакты и уважение людей». И это был первый «звоночек», когда я действительно начала задумываться над такой перспективой. Потом я осознала, что за шесть месяцев, которые прошли после смены власти в Украине, ничего не меняется, происходит лишь имитация реформ. Далее, когда я увидела, что в народные депутаты баллотируются Сергей Кивалов и ему подобные, я поняла, что должна пожертвовать чем-то, даже если это будет репутация, ради того, чтобы показать стране новые ценности.
— То есть, войти в список «Самопомощи» было вашей инициативой?
— Нет, это была идея Андрея Садового, и его предложение стало для меня большим сюрпризом. Хотя он еще в апреле предлагал мне возглавить его команду в походе в Киевсовет, и я тогда отказалась. Я восемь лет живу в Киеве, очень люблю его, и после рождения ребенка он стал моим вторым родным городом. Но я считаю, что заниматься проблемами Киева – неэффективное использование моего накопленного опыта работы с парламентом. Однако на предложение господина Садового возглавить избирательный список «Самопомощи» на выборах в Верховную раду я сначала ответила отрицательно. Но он мне перезвонил и попросил все-таки рассмотреть этот вариант, предложив пригласить в команду тех, кого я посчитаю нужным. При этом «Самопомощь» выглядела одной из самых незапятнанных политических сил, приглашавших нас («Реанимационный пакет реформ».– А') к сотрудничеству. И когда я поняла, что у нас с Андреем Садовым складывается действительно партнерский тип отношений, тогда я решилась, и мы начали переговоры. Это произошло уже в конце августа.
— Речь изначально шла о том, что вы будете первым номером списка?
— Когда Андрей Садовый сказал мне, что видит меня первым номером, я ответила: «вы что?» Он думал, что я обрадуюсь, но в моем понимании это, в первую очередь, огромная ответственность: за людей, за программу, за конкретные действия. Поэтому я сразу предложила господину Садовому свое видение команды: в ней должны быть профессионалы, которые потенциально смогут возглавить приоритетные для страны парламентские комитеты. Это должны были быть специалисты по правосудию, экономике, инновациям и образованию. И Андрей Садовый полностью поддержал мою концепцию. Конечно, мы понимаем, что реальные результаты нашей работы остаются в долгосрочной перспективе, но, надеемся, наша команда принесет в украинскую политику «вирус» правильного подхода к формированию парламента.
— Вы часто критиковали нынешнюю власть, например, за популизм и отсутствие реальных реформ. В то же время Андрей Садовый обычно избегает острой критики в адрес власти. Обсуждали ли с вами вопрос «смягчения» риторики после включения в список «Самопомощи»?
— Еще в самом начале переговоров о моем участии в выборах в списке «Самопомощи» я предупредила, что я буду продолжать отстаивать свою позицию по тем направлениям деятельности, которыми занималась ранее. Даже если эта позиция не будет совпадать с позицией партии. Для меня это очень важно, и Андрей Садовый с этим согласился, подтвердив справедливость одного из партийных принципов «будь собой». Но даже если после попадания в Раду я увижу, что что-то не так, что на меня осуществляется давление, для меня не будет большой проблемой отказаться от мандата и двигаться куда-то дальше.
— Вы критиковали Виктора Януковича, в частности за то, что он сформировал Кабмин не из профессионалов, а из близких ему людей. В то же время СМИ неоднократно обвиняли Андрея Садового в «кумовстве» при распределении постов во Львовской городской государственной администрации. Как вы оцениваете подобную практику мэра Львова?
— Честно говоря, у меня не было возможности ознакомиться с командой Андрея Садового, работающей в мэрии Львова. Но у нас в списке есть Олесь Березюк, заместитель Андрея Садового по образованию, и он очень хороший профессионал. Важно оценивать эффективность политики по результатам. Люди должны понимать: если нам становится лучше жить, значит, администрация эффективна. Если посмотреть на Львов, то там все знают, что господин Садовый и его команда сделали для города.
— Как вы относитесь к появлению в первой пятерке списка «Самопомощи» командира батальона «Донбасс» Семена Семенченко? Это хороший пиар-ход для выборов, но сможет ли он эффективно работать в парламенте?
— Сейчас мы с Семеном Семенченко неделю пробыли в Вашингтоне. Я видела его во время разных переговоров: с представителями минобороны США, аналитических центров, демократами и республиканцами. Видела, как он договаривается о том, как помочь представителям батальона пройти обучение, как вооружить его батальон и получить военную помощь для страны. Я уверена, что в будущем парламенте нужны будут люди, которые понимают, как построить украинскую армию, провести реформу силового блока, и Семен относится к таким людям.
— Но ведь другие партии тоже включили комбатов в свои списки, причем, кое-где их гораздо больше, чем в «Самопомощи»…
— Для других партий это – политтехнология. Но если посмотреть на наш список, вы не найдете там «звезд», помимо Семена Семенченко. Наш подход – профессионализм. И Семен оказался у нас в списке не из-за своей известности, а потому что способен заниматься военными реформами в парламенте. Если бы Семен Семенченко не согласился войти в наш список, мы бы пригласили других специалистов, знающих, как реформировать армию.
— В отличие от большинства конкурентов, в вашей программе нет ни слова про евроинтеграцию и необходимость приложения усилий в этом направлении. В «Самопомощи» считают, что Украине евроинтеграция не нужна?
— Украинцы заслужили право самостоятельно строить свою страну и выбирать свой уникальный путь. Мы не против евроинтеграции, но давайте не будем идеализировать Евросоюз. Там тоже есть бюрократия, коррупция. Мы должны избрать свой собственный путь, учитывая лучший опыт разных стран. И это не только государств Европы, но, допустим, и Бразилии, и Китая. Украинцы должны решить, что из этого всего вписывается в их ментальность и традиции.
— Но процесс евроинтеграции уже запущен, уже подписано соглашение об ассоциации с Евросоюзом и утвержден план мероприятий по его выполнению. Придя в парламент, вы будете настаивать на пересмотре договоренностей?
— Конечно, нет. Украина – часть Европы, и мы рассматриваем европейские рынки как приоритетные, потому экономическое сотрудничество с Евросоюзом для нас очень важно. Однако есть некоторые стратегические секторы экономики, которые нам необходимо будет отстаивать, например, аграрная промышленность. А мы понимаем, что европейские производители аграрной продукции не будут счастливы, когда на их рынках появится такой игрок, как Украина. И для «Самопомощи» важно, чтобы интересы Украины в плане выполнения соглашения об ассоциации были превыше всего.