RU  UA  EN

Неділя, 22 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Політика

Порошенко и Гройсман отложили на будущее скандальный закон о валютных кредитах

Закон не подписан ни главой парламента, ни президентом

Закон не подписан ни главой парламента, ни президентом Скандальный закон о валютных кредитах не передан на подпись Петру Порошенко, поскольку до сих пор не подписан председателем Рады Владимиром Гройсманом Фото: Владислав Содель

Судьба резонансного закона о реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной валюте, который Верховная рада приняла еще 2 июля, до сих пор неясна. Документ авторства пяти депутатов от "Народного фронта" не передан на подпись президенту Петру Порошенко, поскольку не подписан председателем ВР Владимиром Гройсманом. На парламентском сайте его статус указан как "принятый". По мнению народных депутатов, председатель парламента и глава государства взяли паузу в отношении этого закона. Такая задержка, по мнению собеседников "Апострофа", нарушает украинское законодательство.

Закон обязывает банки конвертировать все потребительские кредиты в иностранной валюте по курсу НБУ на дату их оформления, при том, что большая часть кредитов была выдана до кризиса 2008 года по курсу 5 грн/доллар. Документ вызвал неоднозначную реакцию в украинском обществе. В свою очередь, Нацбанк пригрозил, что вследствие конвертации кредитов, предоставленных физическим лицам-резидентам, банковская система потеряет около 100 млрд грн. Крайне негативно оценили принятый документ также МВФ и Всемирный банк.

Согласно регламенту, закон после принятия в десятидневный срок готовят к подаче на подпись спикеру, который, в свою очередь, должен подписать его в течение пяти дней. Далее закон отправляется в Администрацию президента (АП). Однако если во время процедуры принятия закона были зафиксированы какие-то нарушения, следствием которых может быть отмена результатов голосования, то спикер имеет право не подписывать документ до прояснения ситуации.

Следует отметить, что вскоре после голосования за спорный закон были зарегистрированы проекты постановлений, которыми отменяются его принятие. Так, группа народных депутатов посчитала достаточной причиной для признания закона недействительным факт использования карточки отсутствовавшего в момент голосования народного депутата Андрея Павелко ("Блок Петра Порошенко", БПП).

Впрочем, комитет по вопросам регламента и организации работы Рады отмел претензии этих депутатов, при этом указав на иную причину, по которой можно отменить принятие закона. В решении комитета сказано, что 2 июля парламент продлил свое вечернее заседание до 21:00. Проект закона о конвертации кредитов в иностранной валюте был включен в повестку дня Рады перед самым концом вечернего заседания, а поставлен на голосование в третьем чтении после того, как парламентарии формально уже завершили свою работу. Это, по мнению членов регламентного комитета, является нарушением законодательной процедуры и, соответственно, поводом для отмены результатов голосования.

Правда, это решение комитета датируется 17 июля — предпоследним пленарным днем второй сессии Рады. А ведь уже состоялось восемь пленарных заседаний новой — третьей сессии. Если спорный закон все же решили признать недействительным, то непонятно, почему до сих пор соответствующее постановление не внесено в сессионный зал. Пресс-секретарь спикера Дмитрий Столярчук на вопрос "Апострофа" о судьбе документа ответил, что "у него нет на этот счет никакой информации". В то же время он спрогнозировал, что ситуация с законом прояснится на грядущей пленарной неделе.

Кто держит паузу

Один из сторонников отмены результатов резонансного голосования — депутат Сергей Лещенко (БПП) предположил, что затягивание ситуации с законом возникло по вине аппарата Верховной рады. "А повестку дня работы парламента формирует согласительный совет во главе с Гройсманом", — напомнил господин Лещенко "Апострофу". На аппарат Рады указывает и член комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Павел Ризаненко (БПП).

Однако бывший вице-спикер парламента Руслан Кошулинский не верит в то, что службы парламента действуют без ведома господина Гройсмана: "Это бы означало, что он не контролирует свой аппарат, но Гройсман не такой человек". По мнению господина Кошулинского, спикер, оттягивая развязку истории со спорным законом, однозначно нарушает закон о регламенте Рады.

Заместитель председателя комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Олег Лаврик ("Самопомич") полагает, что в паузе с законом о реструктуризации валютных кредитов может быть заинтересован президент Петр Порошенко. "Непонятно, что все-таки решили делать с этим законом. Возможно, Порошенко сейчас его изучает, чтобы определиться, нужно ли накладывать вето. А Гройсман, не подписывая документ, дает президенту больше времени на его изучение и вынесение решения", — спрогнозировал господин Лаврик "Апострофу". Отметим, Гройсмана считают близким к Порошенко человеком.

В то же время представитель президента в Раде, член комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Степан Кубив заявил, что президент Порошенко "сегодня не имеет отношения к закону, так как тот не передан в АП". При этом он затруднился ответить, когда же будет поставлена точка в этой затянувшейся истории.

Как сообщал "Апостроф", глава государства негативно оценил итоги голосования за закон, вызвавший неоднозначную реакцию в обществе. В одном из июльских интервью Петр Порошенко выразил сомнение, что банковская система страны выдержит процесс реструктуризации потребительских кредитов в валюте, заявив о своей готовности ветировать закон: "Если политического духа у Верховной рады не найдется, чтобы исправить эту, мягко говоря, ошибку, то я защищу Украину".

Регламент как дышло

Следует отметить, что президент не впервые затягивает с подписанием принятых законов, вне зависимости от важности, содержания и влияния на общественное мнение. Одним из наиболее резонансных случаев в этом плане была ситуация вокруг закона "Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанной с реализацией и экспортом лесоматериалов", которым вводится мораторий на 10 лет на экспорт лесо- и пиломатериалов в необработанном виде. Рада одобрила этот документ еще 9 апреля, спикер Гройсман подписал его 14 апреля. Порошенко же поставил свою подпись лишь четыре месяца спустя. За это время на него успели даже в суд подать.

Около месяца пролежал в Раде без подписи спикера Александра Турчинова и президента Порошенко закон, предполагающий особый статус местного самоуправления оккупированных районов Донбасса, одобренный депутатами 16 сентября 2014 года.

Подобное обращение с законодательством директор департамента внутренней политики Международного центра перспективных исследований Ярослав Ковальчук расценивает как "демонстрацию низкой политической культуры в стране". "Представители высшего эшелона власти привыкли руководствоваться не существующими четкими требованиями закона, а политической целесообразностью. Что выгодно в данный момент, того и придерживаются, даже если это идет вразрез с нормами того же регламента", — отметил эксперт "Апострофу". Как "вопиющий пример нарушения регламента" господин Ковальчук привел апрельское голосование за законопроект о государственной службе в первом чтении. "Чтобы набрать положенные 226 голосов депутатов, пришлось выносить документ на голосование дюжину раз. И время, необходимое на работу над проектом между первым и вторым чтением, уже вышло. Однако такие "нюансы" никого не смущают", — считает эксперт.

Читайте також