RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Суспільство

«Те, кто побывал под властью ДНР, благодарят за освобождение от этой заразы»

Фото: Денис Попович

База у моря

Добровольческий батальон «Азов» разместился на бывшей даче Виктора Януковича. Говорят, что экс-президент не посещал ее последние лет десять, после того как перестал возглавлять местную облгосадминистрацию и переехал на работу в Киев. Усадьба в Урзуфе, конечно, меньше чем в Межигорье, но и здесь места с лихвой хватило для того, чтобы разместить несколько сотен людей, да еще и с техникой.

Дачу азовцы взяли 26 мая, до этого она использовалась террористами как перевалочная база. «Когда закончится война, отдадим ее детскому дому»,– пообещал А' боец, позывной которого «Дублин».

Детям тут будет неплохо. На территории густо растут хвойные деревья, дающие прохладу в самый жаркий день. Просторные помещения оборудованы кондиционерами, а за бетонным парапетом открывается вид на Азовское море с широченным песчаным пляжем.

А пока здесь хозяйничают парни в камуфляже. Когда я там оказался, они как раз приводили в порядок свою технику, которая стоит, как на территории под открытым небом, так и в трех больших боксах, в которых когда-то стояли машины семьи Януковича.

— Многие люди нам просто дарят машины. Приезжают из разных городов страны, оставляют машины у ворот, говорят – «это вам» и уезжают,– рассказал старшина батальона Валентин.

Валентин, к слову, является одним из «конструкторов» знаменитого «Пряника» или «Железяки» – бронированного КАМАЗа, с помощью которого азовцы 13 июня брали Мариуполь. В кузове «Пряника» стоит 12,7 мм пулемет «Утес», взятый в качестве трофея в первом бою под поселком Мангуш 6 мая. Сама же машина обшита металлическими листами, на которые наварены прутья арматуры. Кабина водителя защищена неким подобием забрала – большим металлическим щитом с узкими щелями. Арматуру как раз и приваривал Валентин.

— Мы точно знаем, что пуля из СВД эту броню не пробивает,– сказал Валентин.– Хотели еще навесить противокумулятивные экраны. Но не было времени, нужно было запускать «Железяку» в бой. Но и без экранов в нем безопаснее, чем в БТР. В случае попадания гранаты из РПГ из кузова можно быстро выпрыгнуть.

Кроме «Пряника» в распоряжении батальона есть, по крайней мере, один БТР-60, а также многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБ, вооруженный пулеметом. Передвигаются бойцы на внедорожниках, да вообще любое транспортное средство готовы пустить в дело. Похоже, боевое крещение получит даже похожий на сундук автомобиль CheryQQ c разбитым пластмассовым бампером и помятым багажником.

Вооружены же бойцы «Азова» соответственно ситуации, иногда даже усовершенствуют автоматы «Калашникова». Средства связи и индивидуальной защиты поступают через волонтеров. «Фактически, МВД только обеспечило нас оружием на первых порах и сейчас платит нам зарплату»,– уточнил заместитель командира по воспитательной работе батальона Олег Однороженко.

Бои за Мариуполь

Ночь на 6 мая, когда батальон получил оружие, и можно считать началом его существования. По словам Олега Однороженко, вначале в батальоне было чуть более 50 человек, а сформирован он был из членов Социал-национальной ассамблеи (СНА) и других организаций правого толка, включая футбольных ультрас. Командиром батальона, кстати, является лидер СНА Андрей Билецкий.

Едва получив оружие, батальон выдвинулся из Бердянска в Мариуполь, чтобы помешать боевикам захватить там административные здания. И сразу же попал в засаду у поселка Мангуш недалеко от границы с Запорожской областью. По словам Олега Однороженко, 20 человек из 30, сидевших в автобусе, не имели огнестрельного оружия.

К счастью, один из бойцов вовремя отвел в сторону невооруженных людей, а те, у кого было было оружие, приняли бой и нанесли террористам урон, захватив трофеи. Батальон продолжил движение на Мариуполь.

— В Мариуполе действовали жестко – совсем не так, как местная милиция. Протестующих оттесняли, наиболее рьяных задерживали. Затем мы провели отвлекающий маневр, а проукраински настроенные силовики взяли здание горсовета, выбив оттуда сепаратистов,– рассказал Олег Однороженко.– 8 мая мы были уже в аэропорту, чтобы лететь в Харьков, где должно было быть место нашей постоянной дислокации.

В событиях 9 мая, когда в уличных боях погибли 11 человек, а город временно перешел под контроль самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР), Олег Однороженко склонен винить местную милицию, общий уровень лояльности которой в Донецкой области заместитель командира «Азова» считает стремящимся к нулю:

— Они прекрасно понимали, что рано или поздно попадут под люстрацию. Поэтому сотрудничество с сепаратистами им казалось выходом. Уровень поддержки сепаратистов среди милиции Донецкой области может доходить до 90%. Так что события в Мариуполе 9 мая – полностью на совести милиции.

В итоге, 9 мая армейские подразделения оставили боевикам заглохшие БТР и БМП. По словам Олега Однороженко, командир собирался уничтожить вышедшую из строя бронетехнику, однако вышестоящее командование запретило «уничтожать матчасть». «Фактически ДНРовцы получили бронетехнику в подарок»,– уточнил замкомандира батальона. Покинула город и мариупольская часть Национальной гвардии, которая успешно противостояла сепаратистам в середине апреля. «Боевой дух бывших бойцов ВВ был низким. Хотя в той части их было 650 человек, и они вполне могли сопротивляться. Я не думаю, что Нацгвардия покидала Мариуполь по своей инициативе. Я думаю, что выходили они по договоренности. Мол, мы уходим, но взамен нам оставляют оружие и не берут в плен»,– предположил господин Однороженко.

Обосновавшись в Мариуполе, сепаратисты устроили там укрепленный район и заминировали его. «Азовцы» же твердо решили вернуть город и начали к этому готовиться – брали «языков», собирая у них информацию о мариупольском укрепрайоне. Точный макет укреплений был построен на полигоне, и бойцы принялись тренироваться в «обстановке, приближенной к боевой».

Во время сбора информации хорошо изучили, что собой представляют сепаратисты юга Донецкой области. Эмиссары из России составляли меньшинство и старались особо «не светиться». Абсолютным большинством являлся «деклассированный элемент» – местные безработные, наркоманы, мелкие жулики. Самыми опасными противниками являлись боевики криминального авторитета по кличке «Чечен». Все сепаратистское движение опиралось на местных представителей Компартии, которые, собственно, и организовали проведение референдума 11 мая.

Изучив обстановку, бойцы «Азова» провели разведку боем, после чего 13 июня организовали штурм Мариуполя. Непосредственное участие в бою принимали 150 бойцов батальона, во главе с их командиром Андреем Билецким, их поддерживала Нацгвардия, организовавшая оцепление прилегающих районов. Бой длился около шести часов и закончился победой добровольцев.

— Сепаратисты заняли три объекта. Одно из них было зданием УБОПа, где они, видимо, проводили пресс-конференции. Там мы нашли множество экземпляров газеты «Новороссия». Через квартал уже была их крепость – укрепленные здания банка и училища,– рассказал «Дублин».

Сопротивление боевиков сначала было очень упорным, но бойцы «Азова», хорошо знавшие конфигурацию укрепления, подавили его огнем. Атаку поддерживала и бронированная «Железяка» с крупнокалиберным «Утесом» в кузове. В итоге, «Азов» уничтожил 5 террористов и взял в плен 30. Со стороны добровольцев потерь не было, но четверо из них получили ранения. Часть боевиков разбежалась, просочившись через милицейские заслоны. Один из таких беглецов на следующий день принял участие в расстреле наряда пограничников в Мариуполе.

Закончив бой, «Азов» продолжил ловить сепаратистов, растворившихся в городе. «Главных деятелей мы уже переловили. Сейчас сепаратистское движение в Мариуполе находится в глубоком подполье. Можно сказать, что его практически нет»,– подытожил Олег Однороженко.

Участие в АТО

После взятия Мариуполя, батальон «Азов» занялся патрулированием побережья Азовского моря, отлавливая диверсантов, пытавшихся поставлять террористам оружие, и постепенно прирастая добровольцами. «Сейчас у нас уже 400 человек (среди них есть не только украинцы, но граждане России и даже Швеции.– А'). Каждые две недели в Киеве мы объявляем новый набор. Из того количества добровольцев, которые хотят к нам присоединиться, можно укомплектовать еще несколько батальонов»,– сообщил Олег Однороженко.

Значительная часть кандидатов отсеивается еще на стадии собеседования, оставшиеся проходят предварительную подготовку в столице, после чего переправляются в Донецкую область. По словам Олега Однороженко, командование батальона настаивает, чтобы подразделение активнее использовалось в боях на Донбассе.

— Воевать хочется,– выражает настроение бойцов «Дублин».– Принять участие в чем-то великом. Растет, знаете ли, чувство досады и обиды за то, что происходит на нашей земле.

Отдельные подразделения «Азова» все же привлекаются к активной фазе антитеррористической операции. Например, в конце июля около 100 бойцов «Азова» брали поселок Новый Свет в окрестностях Донецка.

Один из участников этого боя – доброволец с позывным «Фантом» рассказал, что зачистка Нового Света началась рано утром.

— По нам сделали три залпа из «Градов». Огонь пришелся на место нашей стоянки, которое, к счастью, мы успели покинуть. Вероятно, у террористов была довольно точная информация о нашем местоположении. Мы также засекли снайпера на крыше церкви, а из стоявшего неподалеку коровника по нам ударил пулемет,– рассказал «Фантом».

По его словам, «срочники» или мобилизованные, наверное, дрогнули бы, но добровольцы знают, за что воюют, поэтому «азовцы» спокойно заняли свои позиции и открыли ответный огонь. Опять помог «Пряник».

Продвинувшись вперед, «азовцы» попали под плотный огонь из «зеленки», которую пришлось зачистить. Не выдержав натиска, через полтора часа после начала боя боевики разбежались.

— Местные жители встретили нас с радостью. Я не слышал, чтобы нас кто-то называл карателями. Те, кто побывали под властью ДНР и узнали, что это такое, всегда благодарят за освобождение от этой заразы. Потому что ДНР – это рэкет и грабежи на улицах, которые совершают вооруженные люди, разгуливающие по улицам в алкогольном либо наркотическом опьянении,– завершил свой рассказ «Фантом».

Р. S. Уже после общения с представителями батальона «Азов», большинство его бойцов приняло участие в успешном штурме пригорода Донецка – города Марьинки, что позволило открыть дорогу украинской армии на главный город Донбасса. Планирование операции по освобождению Марьинки, как и в случае со штурмом укрепрайона в Мариуполе, проводилось командиром батальона Азов Андреем Билецким. Несмотря на ожесточенное сопротивление террористов, в течении дня Марьинка была полностью освобождена. В бою один боец батальона был убит, и девять – ранены. Как стало известно А', погибший боец «Азова» был гражданином России, который, как сообщили его сослуживцы: «боролся в России против путинского режима, был вынужден покинуть родину, три года жил у нас, а с началом путинской агрессии вступил добровольцем в батальон, где погиб смертью храбрых, защищая свободу Украины».

Читайте також