Представители российской власти впервые с начала большой войны заговорили о надвигающемся на страну-агрессора финансово-экономическом кризисе. "Апостроф" разбирался, когда он может произойти, в чем проявится и к каким последствиям приведет.

Россию ожидает серьезный банковский кризис. Как сообщает Bloomberg со ссылкой на неназванных российских банкиров, он может произойти в течение ближайшего года.

О том, что дела у страны-агрессора довольно-таки плохи, говорят почти с самого начала большой войны, однако именно в последнее время тревожные звоночки начали звучать особенно громко.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Уже сейчас общий корпоративный долг в РФ достиг 86,2 триллиона рублей (более 1 триллиона долларов по текущему обменному курсу), что на 65% больше, чем до российского вторжения в Украину.

Это – неофициальные данные, точнее, не преданные гласности, при том, что соответствующие цифры зафиксированы в банковских документах.

Тем не менее, о надвигающемся кризисе в России все чаще говорят и официальные лица.

В конце июня в ходе годового собрания акционеров "Сбербанка" его глава Герман Греф заявил, что экономику РФ ждут трудности, которые, по его словам, связаны с высокой инфляцией и раздутыми военными расходами.

Еще раньше алармистские заявления российских чиновников прозвучали во время так называемого Петербургского "международного" экономического форума (ПМЭФ), главными гостями которого стали представители движения Талибан (уже после форума РФ первой в мире признала талибов официальной властью Афганистана – как говорится, террорист террориста видит издалека).

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Разумеется, российский диктатор Владимир Путин, выступивший с традиционной речью на ПМЭФ, рассказал собравшимся, что состояние экономики РФ прекрасное, и волноваться причин никаких нет. Однако другие участники форума, в том числе, глава российского Минфина Антон Силуанов и руководитель Центробанка России Эльвира Набиуллина были в своих речах куда менее оптимистичными.

Но главной сенсацией ПМЭФ стал депутат-"единоросс", глава комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров, который заявил, что в стране, то есть в России, все не просто не хорошо, а как раз очень даже плохо.

"Потребности трудящихся будут расти и дальше постоянно, а у государства денег на постоянно возрастающие потребности может не хватить", - "обрадовал" собравшихся Макаров.

Кто-то поспешил назвать его выступление "бунтом на корабле", однако в чем в чем, а в подобном трудно заподозрить такого человека как Андрей Макаров, который, прежде, чем стать политиком-путинистом, прошел тернистый путь от сексота КГБ до успешного адвоката и борца с коррупцией в высших эшелонах российской власти.

Так, например, опальный российский экономист-эмигрант Игорь Липсиц, который предсказывал кризис задолго до того, как о нем начали с осторожностью говорить путинские чиновники, считает, что Макарову попросту доверили высказать то, чего не мог сказать тот же Путин, - что населению РФ уже совсем скоро придется потуже затягивать пояса.

Осень "черных лебедей"

Как будет развиваться кризис, и когда можно его ожидать?

"Во-первых, существенное падение отраслей. Вследствие этого будет падение поступлений в федеральный и региональные бюджеты – это уже происходит. И это приводит к увеличению бюджетного дефицита и кассового разрыва", - рассказал в комментарии "Апострофу" руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

По его словам, через облигации федерального займа Центральный банк РФ фактически вымывает из российских банков ликвидность.

"В результате этого может появиться такая проблема, что предприятия и физические лица начнут забирать свои депозиты. Этот отток приведет к тому, что банки начнут отказывать в возвращении депозитов, принуждать их переоформлять. Это породит панику, и я ожидаю, что этой осенью все это приведет к тотальному банковскому кризису", - подытожил эксперт.

Но кризис в банковский сфере – не единственная проблема страны-агрессора.

После начала вторжения и особенно в последнее время заметно сокращаются ее нефтегазовые доходы.

В первом квартале этого года они упали почти на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, а в минувшем июне обвалились более, чем на треть в годовом исчислении - до 495 миллиардов рублей (6,3 миллиарда долларов).

Заметим, это - данные российского министерства финансов.

Его обновленный прогноз выполнения бюджета 2025 года говорит о том, что нефтегазовые доходы упадут на 24%, а бюджетный дефицит достигнет 3,8 триллионов рублей (48 миллиардов долларов), превысив первоначальный показатель в три раза.

При этом доходы, которые РФ получает от продажи нефти и газа, составляют от четверти до трети всех поступлений в ее федеральный бюджет, более 30% которого направляются на войну против нашей страны.

"У них была надежда, когда началось с Ираном, что цена поднимется, но она снова опустилась, и цена Urals (эталонная марка российской нефти – "Апостроф") сейчас меньше 60, а, возможно, даже приближается к 50 долларам (за баррель)", - сказал изданию координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Еще одной важной статьей дохода российского бюджета является аграрный экспорт. РФ, как и Украина, входит в число крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции и ее поставщиков на мировой рынок, при этом страна-террорист, в полной мере оправдывая эту свою характеристику, планомерно наносит ракетно-бомбовые удары по объектам аграрной инфраструктуры нашей страны, не гнушаясь также воровством и порчей нашей агропродукции.

Но этот вандализм никак не помог россиянам - более, того, видимо, карой за него со стороны небесных (в буквальном смысле) сил стал очень плохой урожай в нынешнем году. Хотя погода – не единственная причина неурожая, и как минимум одна из них – дефицит иностранного семенного фонда, без которого, как оказалось, земля агрессоров слабо родит.

"Они на сегодняшний день собрали в три раза меньше, чем год назад, - рассказывает Илья Несходовский. - То есть у них к падению валютной выручки по нефти добавится падение выручки по зерну".

При этом российские аграрии брали кредиты под довольно высокие проценты (ставка ЦБ РФ на сегодня составляет 20%), которые большинство из них не смогут вернуть из-за плохого урожая. И это только усилит банковский кризис.

"Тут или банковский кризис, или гиперинфляция, - говорит Несходовский. - У них много "черных лебедей", которые сходятся в одной точке в сентябре".

Война на "минималках"

Таким образом, денег у страны-агрессора становится меньше, а расходы, по крайней мере, военные, не уменьшаются.

Впрочем, Путин на днях заявил, что собирается их подсократить. Правда, не прямо сейчас, а с 2026 года.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

На сегодня военные траты, напомним, составляют около трети всех бюджетных расходов РФ и более 6% ее ВВП (страны НАТО со скрипом согласились увеличить свои оборонные бюджеты до 5% ВВП, при том, что у многих из них они пока что не дотягивают и до 2%).

Вряд ли российский диктатор решил остановить войну, однако вполне очевидно, что средств на ее ведение у него становится все меньше.

"Средства на то, чтобы делать ракеты и дроны, у них останутся, - говорит Илья Несходовский. - У нас нет сил для того, чтобы освободить те территории, которые сейчас захвачены, соответственно, они (россияне) смогут их удерживать меньшими силами. Соответственно – заморозка линии фронта и продолжение террора украинских городов дронами и ракетами".

Что касается других бюджетных расходов, в том числе социальных, то на них денег тем более не будет, на что достаточно прозрачно намекнул депутат Госдумы РФ Андрей Макаров.

"Придется резать все – социальные расходы, медицину, образование, и это точно заметят граждане, - говорит Олег Гетман. – Во-вторых, все же будет меньше средств на эту безумную "СВО".

Чтобы хоть как-то свести концы с концами, Кремлю придется пойти на существенную девальвацию рубля: "Нужно отпустить до 100-110 рублей за доллар (сейчас менее 80 рублей за доллар – "Апостроф"). Однако это приведет к инфляции, возможно, гиперинфляции, если наложатся другие факторы".

Таким образом, к сентябрю или чуть позже в России должен сложиться пазл под названием "кризис". И именно к этому времени хорошо было бы усилить давление на страну-агрессора – как военное, так и санкционное, обложить ее со всех сторон.

"Чтобы не знали, за что хвататься", - резюмировал Илья Несходовский.