В правительстве предлагают запретить производителям алкогольных напитков спонсировать теле- и радиопередачи, которые транслируются с 6.00 до 23.00, а также театральные и спортивные мероприятия, концерты с использованием знаков для товаров и услуг. Чиновники надеются, что смогут таким образом снизить употребление алкоголя украинцами. Между тем компании-производители считают эту меру несвоевременной из-за кризиса на рынке, а телекомпании заявляют о ежегодных потерях до 200 млн грн в случае принятия этого документа.
Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) предлагает внести изменения в закон «О рекламе». В частности, чиновники хотят запретить производителям алкогольных напитков спонсировать теле- и радиопередачи, которые транслируются с 6.00 до 23.00, а также концерты, спортивные и другие мероприятия с использованием знаков для товаров и услуг, под которыми выпускаются эти напитки. В объяснительной записке разработчики документа указывают, что в последнее время увеличился объем скрытой рекламы алкоголя именно через демонстрацию брендов во время трансляции различных передач по телевидению и радио. Именно таким образом компании по производству спиртных напитков пытаются обойти существующую норму закона о запрете рекламы алкогольной продукции в СМИ с 6.00 до 23.00.
Заместитель директора департамента развития торговли МЭРТ Сергей Литвиненко надеется, что с помощью таких изменений государство сократит потребление алкоголя. «Если упадут продажи, значит население будет меньше пить, меньше болеть и получать меньше травм. Сократится отчисление налогов, но в то же время государство будет меньше тратить на лечение людей от алкоголизма»,– утверждает господин Литвиненко.
По оценкам специалистов, ежегодно один украинец употребляет почти 12 литров условно чистого алкоголя (100-процентный спирт), из которых более 7 литров – крепкие спиртные напитки. При этом безопасным для общества уровнем считается 7,5-8 литров. Директор Украинского медицинского и мониторингового центра по алкоголю и наркотикам Министерства здравоохранения Анатолий Виевский полностью поддерживает данную инициативу. «Это предложение правильное и может стать одним из составляющих национальной алкогольной политики, по разработке и внедрению которой больше было пока что болтовни и авантюр»,– заявил эксперт. Следует отметить, что спонсорство теле- и радиопередач, театральных, концертных и спортивных мероприятий с использованием знаков табачных изделий в Украине запрещено с 2012 года.
Вместе с тем почетный президент компании «Олимп» Павел Климец считает, что данную норму вводить несвоевременно из-за сложной ситуации на рынке: «В другое время я согласился бы с этим, но не сейчас. Конечно, это повлияет на объемы продаж, прибыль и соответственно уплату налогов в бюджет». Заместитель директора «Дом марочных коньяков "Таврия"» Анна Горкун просит сделать исключение для отечественных производителей. «О рынке виноградарства и виноделия государство вообще забыло, и мы не получаем никакой поддержки. В то же время импорт продукции виноделия стремительно растет, а потребление падает. Если еще забрать возможность спонсорства, возможность нашему потребителю рассказывать, что мы вообще есть и наш отечественный продукт не хуже, чем импортный, то мы потеряем долю рынку»,– заявила она.
С этой позицией не согласен руководитель департамента маркетинга и рекламы Global Spirits (ТМ «Мороша», «Первак», «Хортиця») Александр Блохин: «Инициатива запрета спонсорства для алкогольных напитков правильна и актуальна. При этом запрет, на наш взгляд, должен касаться не только крепкого алкоголя, но и пива, а также слабоалкогольных напитков. Разумеется, производители алкоголя несколько потеряют в объемах продаж, но социальная ответственность и этика бизнеса должны быть приоритетными факторами в этом вопросе».
Директор Всеукраинской рекламной коалиции Максим Лазебник рассказал, что спонсорство алкогольных компаний различных телепередач составляет до 70% от программных бюджетов. «В случае принятия этих поправок мы можем ожидать разительное, в зависимости от телеканала, сокращение самих средств для создания передач. Между тем, необходимо понимать, что появление торговой марки на телевидении не толкает человека выпить – если он хочет сделать это, то он и так выпьет! Реклама влияет лишь на выбор того или иного бренда»,– считает господин Лазебник, назвав такие инициативы потенциальным механизмом давления на телеканалы из-за отмены спонсорства.
Генеральный директор ICTV Александр Богуцкий отказался комментировать предложение по запрету дневного спонсорства алкогольных компаний на телевидении. «У нас 26 октября выборы, после которых придет новое правительство, поэтому сейчас это будет комментарий ни о чем. МЭРТ следовало бы чем-то другим заниматься – если оно сейчас озаботилось этим вопросом, то неудивительно почему у нас такая плачевная ситуация в экономике»,– заявил господин Богуцкий.
Оживить экономику в стране посоветовал ведомству и генеральный директор StarLight Sales Андрей Партыка, а не бить по телеиндустрии, которая сейчас переживает кризис. По его расчетам, подобное спонсорство на общенациональных телеканалах составляет 150-200 млн грн ежегодно «В зарубежных странах, например, запрещали рекламу пива, но от этого там не стали меньше пить. При этом снижается конкуренция среди брендов, и просто фиксируется существующий лидер на алкогольном рынке»,– заявил господин Партыка. Один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что на популярность уже известных брендов эта норма не повлияет, но зато затруднит появление на рынке новых брендов: «Если производитель захочет запустить новый бренд, то продвигать его на рынке будет тяжело. И как вообще можно проконтролировать, является ли это спонсорством или нет. Может это product placement (скрытая реклама.– А')?».