Полгода назад президент и парламент поддержали решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) о применении экономических санкций к 105 компаниям, которых уличили в финансировании терроризма или сочли потенциально опасными для суверенитета страны. Санкции ввели против работающих в России банков, авиакомпаний и транспортных фирм. В их число вошли также два украинских оператора государственных лотерей, у которых власти заметили российский след. Тогда как имеющий кремлевские корни бизнес из сферы торговли, телекома, а также банковской и страховой деятельности избежал этой участи. Это дало повод говорить об избирательности применения санкций для давления на неугодные компании, что в дальнейшем подтвердилось на практике.
Уже более полугода действуют санкции, введенные Украиной по отношению к гражданам и компаниям, которые, по мнению СНБО, способствуют российской агрессии в Крыму и на Донбассе. Под санкции попали ряд российских банков, которым заблокировали имеющиеся у них активы в Украине и запретили любые финансовые операции в нашей стране. Но это не касалось банков с российским капиталом, работающих по лицензии НБУ. В список СНБО также попали авиакомпании, которым "закрыли" украинское небо и аэропорты. Под запретом оказались несколько ТВ-каналов и общественных организаций. В "черный список" также вошли боевики и российские политики, участвовавшие в аннексии Крыма и оккупации Донбасса. Практически все из внесенных в список компаний зарегистрированы в России или в оккупированном Крыму, и лишь четыре – в Киеве. Речь идет о "Первой грузовой компании в Украине" и "Лаборатории Касперского в Украине". Это дочерние структуры российских компаний. Российский след усмотрели также в компаниях "М.С.Л." и "Патриот", которые являются операторами государственных лотерей. Им не запретили работать, но, по сути, связали руки, заблокировав активы и банковские счета. Неофициально "М.С.Л." связывают с российским олигархом, владельцем "Альфа-групп" Михаилом Фридманом, а "Патриот" - с россиянином Олегом Бойко. В то же время публично о присутствии россиян в лотерейном бизнесе не заявил ни один украинский чиновник высшего звена. В самих же компаниях эту информацию опровергают. В Министерстве финансов, которое регулирует лотерейный рынок, на запрос "Апострофа" относительно имеющейся информации о причастности этих компаний к российским структурам посоветовали обращаться в СНБО, который это решение принимал. В СНБО спустя полгода после введения санкций какую-либо информацию, доказывающую причастность украинских лотерейных операторов к России, так и не предоставили.
Персональные санкции против граждан и компаний, способствующих российской агрессии, Украина ввела позже, чем это сделали США, Евросоюз и ряд других стран. И в отличие от западных партнеров, которые, как правило, предупреждали о санкциях, украинские власти сделали все "по-тихому". Как ранее заявил в интервью "Апострофу" гендиректор лотерейного оператора "М.С.Л" Андрей Урядов, их компанию даже не уведомили о факте внесения в список, не говоря уже о предупреждении. Хотя даже российский монополист "Газпром", нарвавшийся на санкции Запада, успел предупредить своих инвесторов о грядущих ограничениях, указав это в годовом отчете. В прошлом году Китай предупредил о возможном введении санкций против американских компаний, продававших товары Тайваню, независимость которого Пекин не признает.
Какой эффект дали украинские санкции – пока неясно. Комплексную оценку экономических последствий до сих пор никто не оценивал. Главное, как заявляли ранее представители СНБО, заблокировать вывод капитала из Украины на счета российских компаний, которые могут быть причастны к поддержке терроризма и оккупации Крыма и Донбасса. Но и здесь объективные результаты не были представлены, и популизм сыграл решающую роль. Например, та же "М.С.Л.", которой приписывается "российский след", за 2013-2015 гг. ни разу не делала крупных денежных перечислений за рубеж.
При этом было бы неправильно утверждать, что в РФ не ощутили санкции от Украины, но это явно меньшая головная боль Кремля по сравнению с санкциями Запада.
Скажем, ущерб от санкций, введенных ЕС и США, в 2014-2015 гг. составил 98 млрд евро. Называют и другие цифры. В начале текущего года советник президента РФ Сергей Глазьев заявил о 250 млрд долл. ущерба за последние два года. Изоляция российских госкорпораций и госбанков от кредитования на западных финансовых рынках стала одним из сильнейших ударов по развитию экономики страны. Кроме того, снижение стоимости нефти и обвал рубля, спровоцированный сокращением выручки от экспорта, откинули РФ на несколько лет назад.
По оценкам представителей Госдепа США, санкции ЕС и США спровоцировали рост темпов падения ВВП РФ в 2015 году на 1-1,5%. Они также обесценили российские активы для иностранных инвесторов на 10%. Без санкций рост российской экономики мог бы составлять ежегодно до 5%, тогда как его падение в прошлом году составило 4%. Вот почему, по расчетам Международного валютного фонда, ближайшие годы российская экономика будет расти на 9% медленнее.
Если ЕС и США явно били по флагманам российской экономики – "Газпрому", "Роснефти", "Сбербанку России", "ВТБ" и другим лидерам своих отраслей, то Украина наказала тех, кого можно было достать. К примеру, одним из первых санкции применили к компании "Аэрофлот". Ей и другим российским авиаперевозчикам запретили совершать полеты как в Украину, так и над ее территорией в другие страны. Впрочем, российская сторона в ответ применила такие же ограничения для украинских авиакомпаний, после чего авиаперевозки между Киевом и Москвой стали осуществляться через Беларусь. Украинская "МАУ" изначально оценила убытки от двухсторонних ограничений для себя на сумму около $35 млн.
Избирательный подход
В неофициальных разговорах чиновники украинского Кабмина признают, что при желании СНБО подвести под санкции можно было и ряд других компаний, которые, будучи зарегистрированными в офшорах, имеют российские корни. Еще ранее СМИ обнародовали список российского бизнеса, работающего в Украине, внеся в него телекоммуникационные компании, банки, торговые предприятия, а также активы российских бизнесменов в энергетической сфере. Но, очевидно, доказывать "московскую прописку" этих активов цели не было.
Хотя, помимо прессы, о таких случаях время от времени напоминают активисты, требуя вытеснить российский бизнес из Украины. Аргументируют это состоянием необъявленной войны между странами. Недавно с этим столкнулась компания по дистрибуции табачной продукции "Мегаполис-Украина". В феврале общественные активисты блокировали работу компании в нескольких городах. Как заявил нардеп Сергей Высоцкий ("Народный фронт"), эта компания была учреждена российской структурой "Мегаполис", принадлежавшей бизнесмену Игорю Кесаеву, и "семьей" Януковича.
Ряд компаний, имея капитал российского происхождения, сменили собственников и названия после аннексии Крыма и начала боевых действий на Донбассе. К примеру, так поступила компания "Лукойл-Украина", перепродав свои заправки австрийской компании, которая сменила вывеску с "Лукойл" на AMIC.
Наверняка неизвестно, проверялись ли все эти случаи при подготовке санкционного списка. Также неясно, по какому принципу отбирались компании, которые, как считают в СНБО, создают опасность для нашей страны. Более того, мало кто знает, что от таких действий под ударом оказались и иностранные компании. Например, мировой лидер в разработке контента и технологий для игорного и лотерейного бизнеса – американская компания Scientific Games Corporation понесла убытки на лотерейном рынке Украины. Только в прошлом году ее потери вследствие санкций исчислялись миллионами, а 2016 год может стать последним годом работы этой компании в Украине.
О спешке и непродуманности подготовки списка говорит тот факт, что через два дня после введения санкций президент Петр Порошенко своим указом вывел из-под санкций шестерых британских журналистов ВВС. Не исключено, что в Администрации президента вовсе не изучали список на предмет объективности, поверив выводам СНБО. Исходя из этого, можно предположить, что президента подставили, убедив в доказуемой причастности всех компаний из санкционного списка к финансированию страны-агрессора.
Руками правосудия
В законе о санкциях, принятом еще в августе 2014 года, сказано, что применение санкций основывается на принципах законности, прозрачности, объективности, соответствии цели и эффективности. А применение санкций не зависит от вида деятельности, а является мерой государства для защиты национальных интересов. Об этом заявили в Минфине в ответ на запрос ИА "УНН": "Применение санкций и их эффективность — это общегосударственная позиция, а не отдельного министерства".
Тогда как лотерейные операторы, попавшие под ряд ограничений, убеждены, что санкции против них были введены в интересах конкретных структур с целью передела рынка. После введения санкций беспрепятственно может работать лишь "Украинская национальная лотерея" (УНЛ) – единственная компания из трех существующих, которая не попала под санкции. Как отметил народный депутат Николай Княжицкий (фракция "Блок Петра Порошенко"), вероятно, санкции были введены против двух компаний не без взяток на самом высоком государственном уровне. "Очевидно, что силовые органы продолжают быть главными игроками, требуя взятки у субъектов этого рынка", – предположил Княжицкий.
Интересно, что в самой УНЛ произошли изменения собственников почти в одно время с введением санкций. С сентября 2015 года учредителем УНЛ стала венгерская компания UNL Holding. В Госреестре конечным собственником оператора уже долгое время указан киевлянин Сергей Пиндыч. Его связывают с секретарем СНБО Александром Турчиновым. Еще в 2007 году Пиндыч был директором уже ликвидированной компании "Эдем и К". Совладельцем этого предприятия через компанию "Европа-Х" также значился "Институт экономики и права", который принадлежит жене и матери Турчинова. Именно на этот факт обращают внимание эксперты, говоря о предвзятости решения относительно введения санкций против двух единственных конкурентов УНЛ. Турчинов официально эти моменты не комментировал.
Соратники секретаря СНБО по "Народному фронту" ранее уже проявляли интерес к лотерейному рынку. Замглавы фракции "Народный фронт" Андрей Иванчук предлагал передать монополию на проведение лотерей "Ощадбанку", которым, к слову, руководит близкий к бывшему премьер-министру Украины Арсению Яценюку Андрей Пышный. Иванчук также хотел сделать госбанк госрегулятором рынка.
Попытку создать национального регулятора не так давно предпринял Минфин. В конце прошлого года министерство инициировало создание Национальной службы в сфере азартных игр, которую эксперты рассматривали как инструмент монополизации рынка. Эта идея вызвала шквал критики, и от нее отказались. Также предлагалось создать условия, при которых рынок мог бы поглотить единый оператор. В частности, проект закона, предложенный Минфином, выдвигал требования относительно опыта и оборотного капитала, выполнить которые смогла бы лишь зарубежная компания. Эта инициатива также не нашла поддержки среди депутатов. В итоге соответствующий законопроект (№3632) не набрал достаточного количества голосов в парламенте. На уточняющий вопрос "Апострофа" относительно дальнейших законодательных наработок в Минфине ответили, что свое виденье работы рынка они представили в упомянутом законопроекте.
Угроза для отрасли
Расчистка рынка в пользу отельных бизнес-структур началась еще до введения санкций. Как объяснил "Апострофу" доктор юридических наук Данил Гетманцев, еще в 2014 году Минфин не стал продлевать лицензии всем компаниям, после чего было введено налогообложение мелких выигрышей. До этого от налогов освобождались все выигрыши до 50 минимальных зарплат. Юрист напомнил, что еще в августе 2014 года, будучи министром финансов, Александр Шлапак публично призвал к бойкоту всех операторов гослотерей, связав это с отсутствием у компаний лицензий. "Он заблокировал выдачу лицензий и призвал к бойкоту. В нормальной стране министр финансов сможет такое сделать без последствий? Пришла Яресько и продолжила передел рынка. Министры меняются, а политика остается", – отметил Гетманцев.
Теперь, находясь под санкциями, компании не могут даже уплатить налоги в госбюджет. По оценкам Данила Гетманцева, украинская казна уже не получила как минимум 100 млн грн, и дальше эта сумма будет только расти, что не позволяет говорить ни об эффективности принятых санкций, ни об их политической целесообразности в отношении отдельных компаний.
Получается, что в чем конкретно обвиняют компании, не указали, но решили подстраховаться. Цена вопроса вышла на второстепенное место, и вероятно, что увеличивать пополнения в бюджет решили уже с учетом инициированной Минфином легализации азартных игр. В очередной раз лозунги о поддержке бизнеса не нашли на деле подтверждения, а политическая конъюнктура вышла на первое место.
Шанс исправить ситуацию появляется у нового Кабмина, который, разобравшись в проблемах и обеспечив конкурентные условия работы на рынке лотерей, мог бы наконец защитить законные интересы национальных операторов и пополнить бюджет. Как учили древние, не стоит аd lapidem bis offendere (совершать одну и ту же ошибку).