Военно-транспортные самолеты производства концерна «Антонов» способны успешно конкурировать на рынках Европы и США, считает генеральный конструктор предприятия ДМИТРИЙ КИВА. В то же время для модернизации производства необходимы серьезные инвестиции. Об этом, а также о судьбе Ан-70 и перспективных разработках на предприятии, господин Кива рассказал в интервью корреспонденту А' НИКИТЕ КУЗНЕЦОВУ.
— Нуждается ли государственное предприятие (ГП) «Антонов» в финансовой поддержке государства?
— Конечно, нуждается. Я уже давно просил, даже кредиты. Нам нужно в первую очередь обновить основные производственные фонды, нужно модернизировать оборудование серийного производства. Для того чтобы повысить и технологию, и качество, и производительность труда, необходимо заменять основные фонды на более современные. У нас есть программа полной модернизации. Для ее реализации нам нужно около $500 млн на несколько лет поэтапно.
— На «Авиасвите» (международный авиасалон, проходил в Киеве 24-28 сентября.– А') вы общались с министрами обороны и внутренних дел, а также председателем Верховной рады: есть ли у них понимание необходимости дальнейшего плотного сотрудничества с ГП «Антонов»?
— Есть, конечно. До выставки я встречался с командующим ВВС, и с ним мы обговорили планы более тесного сотрудничества, наметили соответствующую программу. В нынешней сложной ситуации, которая сложилась в Украине, мы будем готовы сделать все, что нужно, для защиты интересов военных и страны. Об этом я сказал и Валерию Гелетею, и Александру Турчинову (министр обороны и спикер парламента соответственно.– А'). Более того, у нас есть некоторые предложения, в частности, по беспилотным летательным аппаратам, другим типам летательных аппаратов и модернизации существующих самолетов, имеющихся на балансе армии.
— А какие-то подробности этих договоренностей вы можете раскрыть?
— Не могу.
— Я правильно понимаю, что сейчас предложение ГП «Антонов» по беспилотным летательным аппаратам – это глубокая модернизация разработок, сделанных еще в СССР?
— Ничего подобного. Это абсолютно новая разработка, что называется «с нуля», с учетом новейших достижений и уровня существующих в мире беспилотников, а также опыта США, Турции и Польши. Мы договорились с военными создать необходимый для армии комплекс. Подробнее прокомментировать я не могу, поскольку у нас есть обязательства перед украинскими заказчиками не разглашать никаких подробностей.
— И даже ориентировочные сроки начала серийного производства не можете пока назвать?
— Ориентировочно, думаю, что серийное производство может начаться через два года. Но это не просто беспилотный аппарат, это – комплекс, целая система, которая включает в себя станцию управления на автомобильном шасси, сам беспилотник, разнообразные маяки и прочее. Кроме беспилотников мы предложили украинским силовым ведомствам и другие разработки, но детали этих проектов я также пока не смогу разглашать.
— Что касается проекта Ан-70. Насколько я помню, права на него принадлежат Украине и России в равных долях?
— Ничего у России нет по Ан-70. По договоренности, действительно, сторонам принадлежат равные права. Но фактически все расчеты, материалы и документация остались у нас. Тем более, что, несмотря на наши многочисленные предложения, российские эксперты на заключительный этап испытаний не приехали, участия в нем не принимали. Да, они потребовали от нас все материалы, но мы ничего им не направили. Так что с этой точки зрения ничто не мешает нам начать производство. А, кроме того, мы можем использовать материалы по Ан-70 и создавать на его основе самолет под требования нового заказчика. Конечно, название самолета тоже будет другое.
— Ведете ли вы сейчас переговоры о поставках Ан-70 на Запад? И насколько продукция «Антонова» сейчас конкурентоспособна на европейских и американских рынках?
— Если оценивать реально – конкурентоспособна. Но очень важно, чтобы и Запад «повернулся к нам лицом», то есть, от слов перешел к делу, и начался реальный диалог с заказчиками. Сейчас на Западе принимаются больше политические решения. Мы не ждем того, что их силовые ведомства начнут покупать наши самолеты уже сегодня. Но мы были бы рады, если бы они хотя бы разобрались и посмотрели, может ли на их основе быть сотрудничество, есть ли смысл совместно дорабатывать этот самолет и закупать его в дальнейшем. Это может и Америка сказать, и Европа. Мы не просим денег. Мы просим посмотреть и разобраться. Думаю, нас поддержат. Особенно учитывая то, что мы уже ушли от сотрудничества с Россией в этой сфере.
— А насколько вы оцениваете шансы на то, что подобное лобби в западных странах удастся преодолеть?
— Мне трудно сегодня сказать. Я на встречах и с представителями западных стран, и с журналистами заявляю: у нас есть хорошие самолеты. Начиная даже с того же Ан-124 «Руслан». У них такой техники нет. Мы могли бы вместе возобновить его производство, модернизировать. Под другим названием, с лучшими характеристиками, с двигателями и авионикой западного производства. В таком производстве половина принадлежала бы западным партнерам. Мы могли бы наладить взаимодействие и по Ан-70, Ан-178, Ан-148Т. Я сейчас не говорю о пассажирских самолетах – там чистая конкуренция, чистый бизнес и влияние уже другого рода. Я считаю, что мы готовы выходить на западный рынок. В конце концов, когда у западных стран нет другой возможности, они наши «Русланы» с удовольствием используют и летают на них по всему миру, и даже перевозят грузы внутри Америки.
— Вероятно, им удобнее брать самолеты в лизинг, чем покупать – это все-таки гораздо большие расходы.
— Это еще неизвестно. Если у них есть долгосрочная перспектива по выполнению стратегических перевозок, необходимость на большие расстояния возить и технику, и личный состав, то почему бы не иметь эти самолеты у себя?
— Ранее у ГП «Антонов» была концепция создания в Германии крупного сервисного центра, который позволит обслуживать «Русланы». Насколько эта концепция осталась жизнеспособной?
— Разговоры на эту тему ведутся. Но мы пока эту работу приостановили, поскольку проект все-таки был связан с Россией. Но при этом мы продолжаем работать с Германией, в том числе, предлагаем сотрудничество по Ан-178. Они в этой машине также заинтересованы, и ряд немецких предприятий рассматривает возможность участия в производстве, разработке, модернизации этого самолета.
— В прошлом году также было анонсировано и открытие других центров технического обслуживания: в Перу, на Кубе. Насколько реализация этих проектов актуальна сегодня?
— Мы продолжаем вести работу в этом направлении. На выставке (международный авиасалон «Авиасвит».– А') как раз был представитель Перу, с которым мы обсуждали эти вопросы. На Кубе у нас фактически уже есть центр обслуживания. Там работает наша гарантийная бригада, которая обеспечивает сопровождение самолетов. Так что мы работаем. Естественно, в соответствии с условиями контрактов.
— Есть такое утверждение: «война – двигатель прогресса». Как вы считаете, сможет ли нынешний конфликт с Россией сдвинуть с мертвой точки ГП «Антонов»?
— Не думаю, что мы находимся в «мертвой точке», но определенный импульс может дать обеспечение заказов для армии, даже небольших. А вот то, что война – не двигатель, а фактор, который мешает всем – я в этом убежден. У нас есть много наработок, которые мы могли бы реализовывать в реальные контракты, включая работы, связанные с определенными инвестициями. Но никто не хочет вкладывать деньги в нестабильное государство и нестабильное правительство. С другой стороны, партнеры, с которыми мы сотрудничаем или ведем переговоры о дальнейшей работе, боятся к нам приезжать. Приведу пример: уже дважды откладывалась встреча по проекту на основе Ан-70 с представителями одной из европейских стран. А другой наш партнер готов с нами встречаться только или на территории своей страны, или в Европе, например, в Париже, но это же неэффективно. Поэтому самое важное – чтобы скорее кончилась война.