RU  UA  EN

пятница, 15 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Бизнес

Акцизы выпиты до дна

Производители алкоголя просят правительство не повышать акцизные ставки

Производители алкоголя просят правительство не повышать акцизные ставки Игорь Билоус (на фото) пока не торопится дать ход просьбам производителей алкоголя Фото: Владислав Содель

Топ-менеджеры и собственники компаний-производителей ликеро-водочных изделий и пива просят правительство отказаться от идеи введения 5-проентного сбора с реализации подакцизных товаров, который может быть введен уже с 2015 года. Кроме того, они настаивают на введении моратория на повышение ставок акцизного налога, темпы роста которых для некоторых отраслей за последние несколько лет превысили 270%, а также просят ограничить доступ российского товара на внутренний рынок в ответ на действия РФ по запрету импорта отечественной продукции. Такие требования были оглашены производителями подакцизных товаров на встрече с представителями правительства. В Государственной фискальной службе и Минфине стоят на своем: необходимо наполнять бюджет, но взамен готовы предложить снижение нагрузки на фонд оплаты труда. Ожидания бизнеса от встречи не совсем оправдались ‒ несмотря на четко сформулированные бизнесменами проблемы, реакция правительства, скорее всего, последует не скоро.

Во вторник, сразу после того как правительство подало в Верховную раду свой пакет законопроектов о проведении налоговой и бюджетной реформ, стало известно, что руководство Кабинета министров согласилось встретиться с производителями подакцизных товаров. Правда, первоначально поговорить о проблемах отрасли готовы были премьер-министр Арсений Яценюк и министр финансов Александр Шлапак. Поэтому и уровень приглашенных со стороны производителей был высоким ‒ собственники и топ-менеджмент. Из Великобритании, например, прилетел Нил Смит ‒ владелец инвестиционной компании Eastern Beverage Company S.A., которая приобрела «Крымскую водочную компанию» (КВК), из США ‒ глава наблюдательного совета холдинга Global Spirits Евгений Черняк.

Встреча с главой правительства была назначена на 11.00 в одном из торговых павильонов выставочного центра «Экспоцентр», однако уже к 10.00 стало понятно, что господин Яценюк и господин Шлапак проигнорируют встречу. Отстаивать позицию правительства приехал глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус и замминистра финансов Денис Фудашкин, который, собственно, и курирует налоговую реформу. «Будет жесткий разговор сегодня,‒ говорили представители бизнеса еще до появления чиновников.‒ Нам не совсем понятны конечные цели предложенных инициатив». Основные претензии производителей к Кабинету министров сводились к тому, что в условиях военных действий, сокращения производства и потребления, а также снижения объемов экспортных операций, украинские власти не только не хотят реформировать экономику, но и пытаются усилить налоговое давление. В частности, речь идет о введении 5-процентного сбора с реализации подакцизных товаров ‒ ликеро-водочных изделий, пива, вина и табачной продукции. Напомним, что первоначально была предложена 2-процентная ставка, а этот сбор должен был бы еще распространяться и на нефтепродукты.

‒ Готовы ли вы наконец-то услышать бизнес? ‒ обратился А' к господину Фудашкину, беседующему с почетным президентом компании «Олимп» Павлом Климцом.

‒ Мы поддерживаем все инициативы бизнеса и убираем административные барьеры, которые мешают ему работать,‒ перешел на официальный тон Денис Фудашкин.‒ У нас полное взаимопонимание, и Минфин выступает локомотивом отмены административных барьеров, мы устраняем лишние дополнения к лицензиям, необходимость согласования рецептуры с налоговыми органами. На вопрос о целесообразности введения нового сбора с реализации замминистра ответил, что это даст возможность расширить ресурсную базу местных бюджетов. Напомним, что, по подсчетам Минфина, местные органы власти смогут дополнительно получить более 8 млрд грн. «А бизнес всегда хочет, чтобы налогов не было и платить ничего не нужно было»,‒ резюмировал господин Фудашкин. Павел Климец, в свою очередь, сравнил отношения производителей и Минфина с «медленным танцем в воде», то есть когда «все еле-еле двигаются, но делать все равно что-то нужно».

В это время главный налоговик страны рассматривал стенды с продукцией и неформально общался с представителями. Все это длилось около 40 минут, после чего участники встречи все же решили перейти к официальной части мероприятия. «У нас новый лозунг ‒ мы открыты к общению, мы живем в новое время и приходиться учиться на ходу. Бизнесу тяжело, Украина потеряла значительную часть рынка, но необходимо пережить эти времена»,‒ отметил господин Билоус. Он добавил, что с начала года в бюджет поступило 16,5 млрд грн акцизного налога, 5,4 млрд грн из которых обеспечили производители алкогольных напитков.

Тон разговора стал более напряженным. Выяснилось, что у бизнесменов есть целая масса проблем, которыми они хотели поделиться с представителями власти. Все отрасли уже несколько лет демонстрируют значительные объемы падения производства. Производители крепкого алкоголя констатируют, что в 2013 году показатели сократились на 18%, в первом полугодии текущего года ‒ на 14%, объемы производства пива упали на 24%. Одна из причин ‒ постоянный, неконтролируемый бизнесом рост ставок акцизов. В некоторых сферах производства за последние шесть лет он составил 230-270%. «У нас вымывают оборотные средства,‒ пояснял глава ассоциации “Укрводка” Владимир Остапюк.‒ Мы кредитуем государство на 2,5 млрд грн в месяц, мы кредитуем сырье, розничные сети, у которых отсрочка по платежам за реализованную продукцию составляет 90 дней, кредитуем оплату акцизной марки». Кроме того, постоянный пересмотр ставки акциза способствует росту теневого сектора. Сегодня, по оценкам производителей, он равен 25-30%. Господин Остапюк рассказывает, что в центре Киева без особых проблем можно приобрести 5-литровую баклажку «серой» водки, а крепкий алкоголь можно даже купить в упаковке от кетчупа. Товар носит название «Водка-кетчуп» и даже имеет акцизную марку. «Как мы можем конкурировать с этим?» ‒ недоумевает он. «Не хочу углубляться в эти вопросы,‒ отреагировал Игорь Билоус.‒ Но работа в этом направлении проводится. Всех поймать мы не можем».

В пивной отрасли хоть и нет теневого сектора, но проблем не меньше. Как известно, Россия полностью ограничила ввоз пива из Украины. Если ранее до 75% рынка пива в РФ занимала, в частности, «Оболонь», то сейчас поставки прекращены. Этот запрет касается и поставок в АР Крым, где компания занимала 6% рынка. Подобные ограничения то вводит, то отменяет Беларусь. «Наше пиво запрещают, а российское заполонило украинский рынок. Ничего в этом направлении не сделано, мы должны срочно прекратить импорт российского пива»,‒ говорит президент «Оболони» Александр Слободян. Участники рынка отмечают, что сколько бы производители не обращались в правительство с просьбой ввести ограничительные меры на ввоз российского товара в Украину ‒ ничего не делается. Генеральный директор «Укрпива» Галина Коренькова добавляет, что ко всем проблемам добавились еще веерные отключения электроэнергии производителям солода. Один день простоя на предприятии чреват убытками в размере 15 млн грн.

Генеральный директор «Укрвинпрома» Владимир Кучеренко жаловался на высокую стоимость лицензий на оптовую продажу (500 тыс. грн). Таких административных барьеров, по его словам, нет ни в одной стране мира. Кроме того, в Европе вино не является алкогольным напитком, поэтому ставки акциза ‒ нулевые. «У нас, например, на игристые вина ставка 5,20 грн/1л и о конкуренции говорить не приходится. Поэтому, если мы задекларировали европейский вектор, то, может, и ставки будем приближать к европейским, а не вспоминать про Европу только в политическом контексте»,‒ говорит господин Кучеренко. Помимо снижения ставок акциза, производители предлагают урегулировать стоимость лицензий, вводя прогрессивную шкалу в соответствии с объемами производства. Производители коньяка настаивают на отмене требования использования коньячных спиртов собственного изготовления или спиртов, изготовленных из отечественных виноматериалов. В 2014 году их доля в производстве должна была составить 15%. «Сейчас есть возможность завозить импортные коньячные спирты и клеить на бутылку этикетку “коньяк Украины”. А те миллиардные инвестиции, которые мы вложили в развитие виноградников, кому теперь нужны?» ‒ возмущена заместитель директора Дома марочных коньяков «Таврия» Анна Горкун.

В целом все требования производителей сводились к тому, чтобы правительство наконец прислушалось к их мнению и пошло на введение моратория на повышение ставок акцизного налога в 2015 году, а также отказалось от введения сбора с реализации. Следует отметить, что Кабмин еще не подавал законопроект об индексации ставок. Производители ликеро-водочных изделий просят разрешить им уплату акциза по налоговому векселю, ввести обязательство расчетов торговых сетей не позже, чем через 60 дней и утвердить концепцию внедрения электронной марки. С ними отчасти солидарны и пивные компании, поскольку, в частности, 5-процентный сбор не соответствует Директиве ЕС. А компенсатором, по мнению бизнеса, может быть рост производства и объемов потребления. «Потому что пока мы всерьез задумываемся о закрытии производства в Украине!» ‒ добавляет генеральный директор Carlsberg Ukraine Евгений Шевченко.

По словам Игоря Билоуса, многие вопросы не относятся к компетенции фискальной службы, а курируются Минэкономразвития и Министерством аграрной политики. Он поручил производителям в течение недели подготовить и направить ему все предложения. «Я подошла и спросила у Фудашкина, отправить ли предложения ему. Он ответил, что все нужно отправлять в налоговую, а не ему»,‒ рассказывает А’ один из участников. Уже после официальной части глава правления «Коблево» («Баядера Холдинг») Вера Козливская еще раз лично просила Дениса Фудашкина не вводить 5-процентный сбор с реализации. Он ей заявил, что если производители внимательно прочтут все предложения, то обнаружат, что правительство предлагает стимулы в виде снижения нагрузки на фонд оплаты труда. Неофициально участники рынка заявляли А', что ожидания не оправдались ‒ лишь участие в мероприятии премьер-министра давало надежду на решение проблем. Однако поскольку все замечания теперь будут направляться ГФС, бизнес не рассчитывает на то, что его услышат. Тем не менее, после официальной части все участники перешли к неформальному общению в ресторане «Прага», находящемуся неподалеку от «Экспоцентра». Фуршет, по информации А', обошелся бизнесу в 35 тыс грн.