Несмотря на многократно заявленное намерение упорядочить лотерейную деятельность в соответствии с мировыми стандартами, увеличив тем самым бюджетные поступления, Министерство финансов Украины за два года ее почти полностью уничтожило. Обещания чиновников "услышать" участников рынка и предложить обоюдовыгодные решения до сих пор не выполнены, а попытки переложить ответственность за отсутствие результата на парламент только подтверждают нежелание искать компромисс. Тем временем, лотерейный рынок начинают заполнять подпольные азартные заведения под вывесками государственных лотерей, зарабатывающие прибыль явно не для государственной казны.
Действующие сегодня официальные операторы государственных лотерей констатируют резкое сокращение своей деятельности, что не только привело к собственным убыткам, но и существенно уменьшило поступления в Государственный бюджет Украины.
Согласно данным Минфина, по состоянию на 1 января 2016 года, поступления в бюджеты Украины за 2015 год от проведения лотерей составили только 26,4 млн гривен, а от полученных игроками выигрышей в лотерею – 115,8 млн гривен.
А ведь в предыдущие годы этот успешный бизнес давал бюджету страны около 500 млн гривен дохода, из которых более 300 млн гривен поступало от проведения лотерей и около 150 млн гривен приносило налогообложение выигрышей.
Причиной такого состояния стало принятие в 2015 году новой редакции Налогового кодекса Украины. В нем по предложению Минфина решили изменить в сторону увеличения систему налогообложения лотерейных компаний, считая, что с них можно взять больше. "Сумма поступлений налога с дохода от лотерейной деятельности предусмотрена в размере 906,9 млн гривен", - говорилось в объяснительной записке.
Налогообложение получилось уникальным – четырехразовым. Доходы оператора лотерей облагаются общим налогом с "доходов" (10%), затем часть этого же "дохода" (призовой фонд) облагается налогом с доходов физических лиц (15%) и военным сбором (1,5%), и затем часть этого же дохода, которая является прибылью, облагается налогом на прибыль (18%). При этом операторы лотерей часть своей выручки от принятия ставок в лотерее (не менее 50%) обязаны направить в призовой (выигрышный) фонд, который в свою очередь, обязаны разыграть и выплатить игрокам - победителям лотереи.
Кроме того, налогами облагались все выигрыши независимо от размера, в том числе меньше необлагаемого минимума доходов граждан и даже – с первой копейки. Известно, что в мире нет таких прецедентов налогообложения малых выигрышей в лотерею, поскольку расходы на их администрирование, особенно незначительных, являются больше доходов, которые может получить бюджет от этих налогов.
В результате практическая реализация положений Налогового кодекса показала ошибочность расчетов Минфина и негативно повлияла на лотерейную сферу.
Например, согласно обнародованному финансовому отчету одного из участников рынка ООО "М.С.Л." за 2015 год, компания получила около 1,2 млрд гривен от продажи лотерейных билетов. По сравнению с 2014 годом, когда выручка компании составила почти 3,5 млрд гривен, финансовый спад достиг 67,7%.
"Увеличение налоговых ставок на доходы от деятельности операторов и на выигрыши игроков не дают максимизации сбора налогов. Опыт целого ряда стран показывает, что при вводе налога на мелкие выигрыши рынок падает в разы. В итоге государство недополучает налоги, как от выигрышей, так и от объема реализации оператора", - прокомментировал финансовые итоги года советник президента компании Евгений Власенко.
Он также указал на непродуманность применения налога с оборота.
"Этот налог широко распространен в Европе для тиражных лотерей, если розыгрыш происходит 1-2 раза в неделю и выигрышный фонд формируется в пределах 50-60%. В случае с более динамичными лотереями, такими как мгновенные и спортивные, это негативно сказывается на финансовых результатах. Именно эти ошибки допущены у нас, что и повлекло значительное снижение поступлений в бюджет от реализации лотерей. Ну а план не выполнен, и кто виноват – операторы", - отметил специалист.
"2015 год, наверное, был худшим, как для лотерейного рынка, так и для компании в целом", - сообщил гендиректор оператора государственных лотерей ЧАО "Патриот" Александр Бойко.
О снижении реализации лотерей предприятия на 65% заявил и генеральный директор еще одного оператора, компании "УНЛ", Андрей Бочковский. Его продолжает возмущать налог на доход с физических лиц при получении выигрыша. По его мнению, такое налогообложение выигрышей не только создает технические неудобства, но и ставит под вопрос смысл игры. "Бывает, что игрок покупает билет за 8 гривен, выигрывает минимальный выигрыш в 8 гривен и получает 7 гривен с приза. Поэтому возникает логичный вопрос игрока: зачем мне вообще играть в лотерею", - отмечает Бочковский.
Кроме стремительного падения рынка, самые крупные лотерейные операторы ООО "М.С.Л." и ЧАО "Патриот" в этом году обнаружили, что оплата налогов за прошлый год – для них также большая проблема.
Ее создал президентский указ от 16 сентября 2015 года, который с подачи СНБО ввел временные санкции к предприятиям и физическим лицам, способным, по мнению СНБО, негативно влиять на Украину или иметь отношение к российскому капиталу.
Российские корни якобы нашли и в компаниях "М.С.Л." и "Патриот". К обоим операторам были применены такие действия, как блокирование активов, запрет на выведение капиталов из Украины, приостановка выполнения финансовых и экономических обязательств, запрет работать с международными платежными системами, ввоз и вывоз валютных ценностей и ограничения по выдаче наличных по платежным картам.
Ни один украинский банк теперь не принимает платежных поручений на уплату налогов от этих операторов.
"Дело в том, что из-за санкций против ряда компаний, среди которых абсолютно непредсказуемо оказался "М.С.Л.", и отсутствия каких-либо объяснений, а тем более решений суда, Национальный банк на основании указа президента, который в свою очередь основывается только на решении СНБО, заблокировал финансовые операции и банковские счета нашей компании. В то же время Государственная фискальная служба, понимая всю абсурдность ситуации, призывает нас платить налоги за 2015 год в полном объеме и в определенное законодательством время. По нашей просьбе объяснить, каким образом это можно сделать, в ГФС нам ответили, что мы должны найти способ выполнить требования Налогового кодекса, иначе будем оштрафованы. Поэтому сейчас компания, как бы это странно ни звучало, ищет возможность заплатить государству налоги, несмотря на искусственные преграды со стороны государственных органов", - сообщили в "М.С.Л.".
В компании отметили, что еще до введения санкций были перечислены в госбюджет 125 млн гривен, а 67 млн гривен безуспешно зависли на ее счетах.
Операторов удивляет позиция Минфина, который не пытается решить эту проблему. Там заявили, что разъяснения вопросов, связанных с применением санкций, могут давать только те органы исполнительной власти, которые эти санкции ввели. Но таких разъяснений, а тем более пересмотра санкций, до сих пор нет.
После ряда провальных попыток Минфина в 2015 году кардинально "перекроить" игорный бизнес и ввести новые правила для лотерейного рынка с учетом легализации азартных игр складывается впечатление, что сегодня энтузиазм министерства явно ослаб.
В прошлом году команда министерства во главе с замминистра Еленой Макеевой неоднократно встречалась с представителями операторов государственных лотерей и заверяла, что все их предложения по упорядочению лотерейного рынка будут учтены. В частности, были обещания по отмене налогообложения лотерейных выигрышей размером до 20 минимальных зарплат, по пересмотру применения налога с оборота, по условиям выдачи лицензий, которые закончились у всех операторов в 2014 году, и по их стоимости.
Более того, в прошлом году на бездеятельность Минфина в сфере лицензирования лотерейной деятельности обратила внимание Государственная регуляторная служба Украины. Экспертно-апелляционный совет регулятора по вопросам лицензирования удовлетворил жалобы государственных операторов лотерей "УНЛ" и "М.С.Л." и обязал Минфин рассмотреть заявление соискателей о выдаче лицензии, приняв соответствующее решение в порядке, определенном Законом Украины от 02.03.2015 № 222 "О лицензировании видов хозяйственной деятельности".
Министерство в установленные законом сроки благополучно проигнорировало данное требование, как и разработку нового проекта Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей.
В конце декабря 2015 года появился правительственный законопроект № 3632 под громким названием "О детенизации рынка азартных игр и обеспечении доходов бюджета с целью выполнения социальных обязательств". Но после провала в стенах парламента сомнительной идеи правительства, заключенной в этом законопроекте, возродить запрещенные в 2009 году азартные игры, где легально существующим лотереям отводилась роль одного из инструментов на рынке, других вариантов решения накопившихся проблем не поступало.
Такая ситуация дала повод говорить о несговорчивости парламента, но не стоит забывать, что основная причина непринятия разработанных Минфином законопроектов заключалась именно в нежелании депутатов голосовать за легализацию азартных игр.
В итоге в 2016 год лотерейная сфера вошла со старым разрушительным налоговым законодательством и без понятных правил работы. Напомним, что был увеличен НДФЛ до 18%, то есть налогообложение выигрыша возросло до 19,5%.
Более того, неизвестно о планах Министерства финансов на ближайшее время рассмотреть эти вопросы. Прекратились и встречи чиновников с представителями национального бизнеса и общественности.
Эксперты считают, что уничтожение сложившегося легального лотерейного рынка приведет лишь к одному – уходу бизнеса в тень, а люди все равно будут играть.
"Если любой бизнес изгнать из законодательного поля, злоупотребления станут обычным явлением", - считает народный депутат Антон Геращенко.
По сведениям парламентария Павла Кишкаря, каждый год от 3,5 до 6 млрд гривен оседает в карманах сотрудников правоохранительных органов и прокуратуры, которые обеспечивают прикрытие нелегальному сектору в этой отрасли.
Эти деньги при ответственном государственном подходе могли бы пополнить не карманы коррупционеров, а бюджет страны. Но такого подхода не наблюдается у нынешних чиновников.