RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55

В шаге от голода: почему украинские земли не могут накормить украинцев

Политика властей может оказаться опаснее погоды

Политика властей может оказаться опаснее погоды Фото: Getty Images

Украина движется в общемировом тренде погодных изменений. Нынешней весной в стране наблюдалась засуха, которая больше всего поразила южные области. Из-за непогоды погибли посевы, а аграрии понесли убытки. "Апостроф" выяснял, что нужно сделать, чтобы защитить фермеров от финансовых потерь, а всех украинцев – от дефицита продуктов питания.

В ближайшие дни в Украине ожидаются очередные заморозки – нынешний май выдался достаточно прохладным, и лишь редкие погожие дни напоминают о том, что менее, чем через две недели начнется календарное лето.

Начало лета, судя по прогнозам, обещает быть дождливым, особенно на юге страны, но в целом летний сезон должен быть сухим, даже засушливым. И с привычными уже за последние годы температурными рекордами.

Относительно дождливый май не слишком помог аграриям – из-за скудных осадков в марте-апреле погибла значительная часть урожая. Особенно пострадали южные регионы, а среди них – Одесская область.

Глава Одесской облгосадминистрации Максим Куцый недавно написал в Facebook, что в регионе может погибнуть более половины всех посевов. По его словам, в нынешнем году урожай озимых составит примерно 1,2 миллиона тонн, что более чем втрое меньше прошлогоднего показателя.

"Фермеры говорят, такой засухи в Одесской области не было со времен голодного 1947 года", - заявил Максим Куцый.

В целом же по стране недобор урожая из-за непогоды в нынешнем году может составить от 15% до 25%, прогнозирует директор Института сельского хозяйства степной зоны Национальной академии аграрных наук Украины Игорь Семеняк.

Но это – абстрактные цифры, а за ними скрыты человеческие трагедии, иногда с фатальным концом. Недавно страну потрясла смерть фермера Владимира Сердюченко из села Шевченково Килийского района Одесской области, который покончил жизнь самоубийством из-за того, что в его хозяйстве погиб весь урожай.

Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства собирается выплачивать денежную компенсацию фермерам, чьи посевы погибли из-за засухи, но Владимиру Сердюченко это, увы, уже не поможет.

Субсидии не по адресу

Засуха – не единственное бедствие, погубившее посевы нынешней весной. Можно вспомнить и заморозки, которые были в марте-апреле после достаточно теплой зимы, к тому же практически бесснежной, что только ухудшило ситуацию.

Сколько фермеров пострадали от непогоды? "Если брать тех, у кого пострадали от 20% (всех посевов), то можно говорить о 7-8 тысячах хозяйств", - рассказал в комментарии "Апострофу" глава "Союза украинского селянства Иван Томич". Всего, по его данным, в Украине порядка 35 тысяч фермерских хозяйств, преимущественно семейного типа.

Если говорить в процентах от общей площади посевов зерновых, то потери составляют примерно 5%, отметил в разговоре с изданием президент Украинской аграрной конфедерации, экс-вице-премьер Леонид Козаченко. "Но сильно пострадали плодовые насаждения – виноград, фрукты, овощи. И все это вместе – многомиллиардные убытки", - добавил он.

Но что можно сделать для того, чтобы фермеры не терпели такие убытки и, не дай бог, не сводили счеты с жизнью?

Одним из способов поддержки аграриев, применяемых во многих странах мира, является субсидирование отрасли.

Фото: Getty images

Эксперт по вопросам аграрного сектора инвестиционной компании Concorde Capital Андрей Передерей в разговоре с "Апострофом" напомнил, что в Украине аграрии также получают субсидии. "Но нужно смотреть на структуру субсидий. В ЕС они нацелены на привлечение новых фермеров в определенную отрасль, на поддержку новосозданных хозяйств, на поддержание не крупного агрохолдинга, а небольшого хозяйства, которое занимается специализированной, нишевой культурой", - сказал специалист.

При этом в Украине субсидии как раз получают крупные компании. Так, например, агрохолдинг "Мироновский хлебопродукт" (МХП) получил в 2018 году государственных дотаций на 970 миллионов гривен, а в 2017 году – на 1,4 миллиарда гривен.

"Нужно ли давать субсидии огромным агрохолдингам – это сложный вопрос", - отметил Андрей Передерей.

Мировой опыт в помощь

Очевидно, что малым фермерским хозяйствам дотации и субсидии не помешают. Но это – далеко не весь инструментарий, который доступен государству для поддержания аграриев.

По словам Леонида Козаченко, Украина, к сожалению, не хочет перенимать передовой опыт других стран, при том, что во многих из них непогода губит гораздо больше урожая, чем у нас. "И там фермеры никогда не доводят себя до самоубийства, потому что у них всегда есть выход из такой сложной ситуации", - подчеркнул он.

Таким способом является страхование. Леонид Козаченко рассказал, что украинские аграрии в первые годы нынешнего столетия имели негативный опыт, когда многие страховые компании обманули фермеров – взяли у них страховые платежи, а, когда нужно было возмещать убытки, просто не выполнили свои обязательства, ссылаясь на то, что сами испытывают сложности. "Были компании, которые действительно попали в сложную ситуацию, не воровали деньги (у фермеров) – выплаты были столь велики, что им не хватало денег, - говорит эксперт. - Такие случаи бывают и в других странах. Например, в США и Канаде государство спасает и страховые компании, и фермеров".

С этим полностью согласен Иван Томич. По его словам, чтобы минимизировать риски погодных условий, которые с годами только нарастают, необходимо внедрять страхование сельскохозяйственных посевов, сельскохозяйственных построек и сельскохозяйственной техники. "В цивилизованных странах уровень такого страхования составляет более 90%, а в Украине – чуть более 2%. Проверенная столетиями система в Украине не действует. Мы предоставлены стихии", - заявил специалист.

Понятно, что мгновенно система страхования аграрного сектора в нашей стране не появится, а действовать нужно уже сейчас. По словам Леонида Козаченко, у Кабинета министров есть свой страховой фонд, и его часть можно использовать для этих целей. Свой вклад должна сделать и местная власть – например, не взимать какое-то время арендную плату с пострадавших аграриев.

Фото: Getty images

Инвестиции в воду

Изменение климата будет и в дальнейшем создавать риски для аграрного производства, и главным из них станет отсутствие необходимой влаги в почве.

Леонид Козаченко считает, что эта проблема станет по-настоящему острой уже лет через 10 – максимум, через 20 лет. "И здесь нужны государственные программы по стимулированию производства в Украине техники для орошения", - сказал он.

Но сколько бы ни было произведено техники, она не будет использоваться должным образом, если в долгосрочных и дорогостоящих инвестициях не будут заинтересованы те, кто работает на земле. "Это – инвестиции в землю. Понятно, что арендатор заинтересован инвестировать в землю только в то время, когда он ее обрабатывает, – в удобрения, которые улучшают урожайность на данном этапе производства. Но мы говорим о долгосрочных инвестициях – об увлажнении почвы, и это стоит намного дороже", - говорит Андрей Передерей.

По его словам, такие проблемы вполне решаемы. С этим, например, успешно справляется такая страна, как Израиль, где очень сложные условия для выращивания сельхозпродукции.

Поэтому, убежден Передерей, в Украине необходимо запустить полноценный рынок земли, чтобы собственники этой земли были заинтересованы в ее долгосрочном использовании.

Аграрная супердержава

Опыт Израиля, конечно, вдохновляет, но очевидно, что пригодных для посевов площадей в Украине со временем станет меньше. Не придется ли тогда нам покупать продовольствие за границей, и нет ли угрозы голода для украинцев?

"Если говорить о зерновых, то я сомневаюсь, что такое (дефицит) возможно", - заявил Андрей Передерей. По его словам, производитель ориентируется на то, выгодно ли ему выращивать ту или иную культуру, и, если спрос на нее есть, он будет ее выращивать и продавать на экспорт. Именно поэтому в Украине выращивают много пшеницы, кукурузы.

Кроме того, важно, что в Украине нет значительного роста внутреннего потребления зерна (и вряд ли он будет, учитывая, что население страны сокращается). "Поэтому вряд ли возникнет необходимость в будущем импортировать зерновые", - считает Передерей.

Более того, Украина может действительно стать аграрной супердержавой, которая будет обеспечивать зерном многие страны мира, убежден Леонид Козаченко. "В ближайшие 20-30 лет погода нам не навредит. Больше, чем погода, может навредить политика", - пояснил он.

Фото: Getty images

Эксперт считает, что Украина должна привлечь в агросектор значительные инвестиции - ведь почти треть всех мировых черноземов находятся у нас.

Инвестиции позволят сделать производственный процесс более технологичным, и, если сегодня украинские аграрии собирают порядка 90 миллионов тонн урожая зерновых и масличных, то есть возможность увеличить этот показатель до 120 миллионов тонн, считает Козаченко.

Вспомнить о маленьком украинце

Но, если с зерновыми и масличными культурами все действительно выглядит вполне неплохо, то с другой агропродукцией – мягко говоря, не очень.

"Сегодня украинская земля сориентирована транснациональными компаниями исключительно на экспортный вариант. Из всех земель, которые сегодня используются, примерно 83% засеиваются зерновой группой - совершенно по-дикому, ни о какой культуре земледелия речь не идет. То, что остается, где-то 17%, - это картофель, помидоры, перец, морковь, свекла, молоко, мясо", - рассказал Иван Томич.

И неудивительно, что многие из перечисленных продуктов Украина уже импортирует, а по некоторым позициям, мы, к большому стыду, становимся импортозависимыми. "Например, если бы не импортный картофель, в этом году украинцы бы его не увидели", - говорит Иван Томич. По его словам, в основном импорт шел из Беларуси, но также из России, Польши, Египта, Нидерландов.

Есть и другие примеры. Так, в торговых сетях можно встретить более дешевые, чем отечественные польские яблоки, в минувшем году нас сильно "выручил" казахстанский лук, а голландский и французский сыр в супермаркетах часто продается по более низкой цене, чем рядом лежащий украинский.

Экспорт – это важно. Это – наполнение бюджета, это – валюта. Но важно, чтобы не страдали при этом интересы маленьких украинцев. В Польше работают примерно 1,5 миллиона фермерских хозяйств, в Румынии их – 3,8 миллиона. Как было сказано выше, в Украине таких хозяйств - 35 тысяч. Именно они, прежде всего, работают на нужды внутреннего рынка.

"Экономика хозяйственной деятельности осуществляется без учета интересов человека, природы, страны. Никто не говорит (из власти) об агротехнических методах сохранения земли, никто не говорит о деградации грунтов, их засоленности. Как последствие – мы своими руками, не говоря даже о климатических изменениях, уничтожаем украинский чернозем", - резюмировал Иван Томич.

Читайте также

Запад бьет санкциями по российской нефти: когда загнется экономика страны-агрессора

Санкции против теневого флота России не нанесут ей большого урона, но падающая экономика подорвет ее силы

Ничего личного, просто бизнес: что нужно для того, чтобы Трамп решил защищать Украину от Путина

Чтобы США во главе с Дональдом Трампом защищали Украину, наша страна должны чем-то заинтересовать американцев

НЭП по-украински: как государство собирается защищать бизнес от самого себя

Власть должна снизить давление на бизнес и провести детенизацию экономики, защита нацпроизводителя не должна навредить конкуренции