Страхование ответственности автовладельцев ОСАГО - самый массовый вид страхования в Украине. За последнее время в этом сегменте произошел ряд серьезных изменений, которые надо учитывать, выбирая полис. Как правильно подойти к выбору полиса "автогражданки", какие новые сервисы предлагают страховые компании и на что нужно обратить внимание клиенту в первую очередь - разбирался "Апостроф".
Рынок "автогражданки"
Ежегодно в Украине заключается более 8 миллионов договоров ОСАГО, по которым наступает около 140 тыс. страховых событий. Общая сумма выплат по этому виду страхования в прошлом году составила 2,5 млрд грн, а это треть всех выплат украинских страховщиков.
За первый квартал 2020 года количество ДТП с потерпевшими увеличилось на 19%. При этом незначительное снижение общего количества аварий за время карантина с лихвой перекроется ростом будущих периодов. Страховщики прогнозируют - количество аварий будет расти, ведь автопарк Украины стареет. Поэтому полис ОСАГО - реальный помощник водителя.
Право работать в общеобязательном сегменте ОСАГО сегодня имеют право 48 компаний. Все они являются членами МТСБУ (организация, выполняющая гарантийные функции по договорам ОСАГО). При этом МТСБУ регулярно проводит анализ рынка ОСАГО и информирует страхователей, кто из компаний затягивает с выплатой страховых возмещений и на кого больше всего жалуются клиенты.
Разберемся, что нового в ОСАГО появилось за последнее время.
Повышение страховых лимитов
Максимальная страховая выплата выросла на треть: за ущерб авто - до 130 тыс грн, за ущерб жизни и здоровью -до 260 тыс грн. Нынешних лимитов ответственности достаточно для более чем 98% страховых случаев, так как средний размер выплаты по ОСАГО в 2020 году составляет около 18 тыс. грн.
Активное внедрение электронного полиса
Еще вначале 2018 года все договора ОСАГО заключались в бумажном виде, что нередко приводило к порче, подделке и потере бланков. Но с февраля 2018 года страховщикам разрешили заключать договора ОСАГО как в бумажном, так и в электронном виде. И уже сегодня каждый третий полис ОСАГО является электронным. Теперь клиент может самостоятельно зайти на сайт страховщика, ввести необходимые данные, оплатить договор и загрузить его в свой телефон. Более того, недавно у украинцев появилась возможность подгружать электронный полис в цифровую платформу "Дия".
Продвижение электронного европротокола
Запустив электронный полис, страховщики пошли дальше по пути диджитализации страхования и создали электронный европротокол. По сути, это упрощенная форма урегулирования ДТП без вызова полиции. Если два участника ДТП согласны с тем, кто из них был виновником аварии, в ДТП нет пострадавших, а приблизительный размер ущерба не превышает 65 тыс грн - они могут оформить европротокол. Для этого оба участника загружают его с сайта МТСБУ и заполняют. Документ автоматически отправляется страховщикам виновника в ДТП и потерпевшего. После этого обращение в суд не нужно. По итогам 2019 года каждое третье ДТП урегулируется с помощью европротокола, а каждый 8 европротокол является электронным.
Тариф в зависимости от риска и сокращение срока урегулирования страховых событий
Страховщикам разрешили самостоятельно устанавливать цену с учетом факторов места использования авто (крупные города, пригород или небольшие городки, водительского стажа). Таким образом, страховой тариф формируется в зависимости от риска в каждом случае. Но страховщики настаивают на дальнейшем усовершенствования системы ценообразования.
"Для определения стоимости полиса ОСАГО в Украине сегодня используют 3-4 параметра, в то время, как в Европе их может быть 12-20. Например, стоимость полиса для 18-летнего киевского водителя без стажа, который управляет спортивным 3-литровым BMW и для 60-летнего водителя с 30 летним стажем на 3- литровом Opel c минимальным пробегом и отсутствием аварий в 10 лет одинакова. А в Берлине или Париже она будет отличаться в 5-7 раз. Потому сегментация с использованием дополнительных параметров для установления справедливой цены - тот путь, которым идет наша компания", - рассказал Андрей Перетяжко, предправления страховой компании ARX.
Что касается стандартного срока урегулирования страховых случаев ,то по закону он составляет 90 дней. Однако надежные страховщики стараются урегулировать страховые случаи за более короткие сроки. В той же ARX более 83 % страховых событий урегулируются в срок менее 90 дней.
Онлайн-сервисы
Карантин ускорил переход страховщиков к дистанционным методам урегулирования страховых событий. Украинцы оказались в ситуации, когда доехать в офис компании, чтобы подать документы для получения страховой выплаты они не могут.
Как всегда, в выигрыше оказались те компании, которые заранее инвестировали в развитие дистанционного обслуживания. Например, в ARX внедрен специальный сервис Audasmart - это сервис самостоятельной оценки ущерба автомобилю и получение выплаты по автогражданке на карточный счет. Как это работает?
Клиенту нужно позвонить в контакт-центр компании, оператор перешлет ему ссылку на созданный профиль по его автомобилю. Зайдя по ссылке в приложение AudaSmart, клиент указывает размер и место повреждений, прикрепляет фото поврежденного авто, свои документы и получает автоматический расчет размера ущерба. Если он согласен с суммой, то подтверждает ее, если нет - то оценка ущерба проводится по стандартной схеме. В случае согласия клиента с расчетом сумма выплаты будет перечислена на его карточный счет в считанные дни. В компании говорят, что в период карантина даже удалось сократить сроки урегулирования по КАСКО и ОСГО.
Отметим, что сейчас любой полис ОСГО можно купить онлайн, на сайте компании, без всяких дополнительных контактов.
В целом, с одной стороны появление цифровых сервисов существенно упростило урегулирование и сделало страхование все более клиентоориентированным. С другой стороны выбор надежной компании, которая устоит во время кризиса - задача не из простых. Поэтому, выбирая полис ОСГО, внимательно изучите как сайты самих компаний, так и сайт МТСБУ, чтобы получить исчерпывающую информацию по продуктам, выплатам и скорости урегулирования страховых событий.