Анализируя данные Госстата, возникает немало вопросов, почему средняя зарплата в Украине за год существенно выросла, тогда как большинство граждан говорит об ухудшении своего финансового состояния. И это связано даже не с инфляцией. О том, что стоит за данной ситуацией, читайте в эксклюзивном материале для "Апострофа" ведущего эксперта социальных и гендерных программ Центра Разумкова Ольги Пищулиной.
Государственный комитет статистики Украины сообщает о рекордном повышении заработных плат украинцев. Так, за декабрь 2021 г. средняя зарплата по стране выросла сразу на 3 100 грн. или на 21,5%, почти до 17,5 тысяч гривен. В Киеве зарплаты еще выше – около 26,8 тысячи, то есть почти тысяча долларов. В разрезе отраслей самые высокие зарплаты в декабре были у специалистов по финансам и страховой деятельности (около 31,3 тысяч), информации и телекоммуникаций (29,9 тысяч). Меньше всего получили работники общественного питания и гостиниц – 9 710 гривен. И это только официальные выплаты. Впрочем, зарплатный рекорд на кошельках большинства украинцев не отразился.
Так, по данным социологического исследования, проведенного Центром Разумкова с 28 по 31 января 2022 г. 52,8% украинских граждан ответили, что за последний год финансовое (материальное) положение семьи ухудшилось (!).
Как изменилось ваше финансовое (материальное) положение вашей семьи за последний год?
Улучшилось |
7,8% |
Не изменилось |
38,5% |
Ухудшилось |
52,8% |
Трудно ответить |
0,9% |
Итак, возникает закономерный вопрос, откуда такой зарплатный рекорд от статистической службы, и почему это не чувствуют на себе простые украинские граждане? Ответ может быть только один – высокая средняя заработная плата является следствием огромных зарплат чиновников и топ-менеджеров государственных предприятий. На сегодняшний день доходы чиновников, топ-менеджеров и руководителей государственных предприятий, банков, коммунальных предприятий превышают сотни тысяч гривен (!).
Как отмечено в Пояснительной записке к проекту Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по защите национальных интересов в государственном секторе", который зарегистрирован в Верховной Раде, в Украине сложилась абсурдная ситуация с оплатой труда и денежными вознаграждениями руководителей государственных монополий, руководства и чиновников центральных и местных органов исполнительной власти. Иногда соотношение между максимальной и минимальной заработной платой в одном учреждении, организации или на предприятии достигает более 400 раз (!)
Руководители государственных органов и предприятий получают заработные платы даже значительно больше, чем получают руководители аналогичных предприятий и государственных органов в странах-членах Европейского Союза. В то же время рядовые работники этих субъектов хозяйствования получают заработную плату, наоборот, значительно меньшую, чем рядовые работники аналогичных предприятий в странах-членах Европейского Союза.
То есть, сейчас мы видим огромные злоупотребления относительно распределения фонда оплаты труда. При этом такие злоупотребления происходят на фоне огромных вызовов – незавершенного конфликта на востоке Украины, необходимости бороться против ковидного вызова, хронического дефицита Пенсионного фонда Украины. Напомним, что в законодательстве Украины сохраняется верхний предел начисления единого социального взноса, который ограничивается 15 минимумами заработной платы. Эта сумма на сегодняшний день составляет 97 500 грн. А это свидетельствует о том, что из больших и очень больших заработных плат руководителей бизнеса, менеджеров государственных монополий, исчисляемых сотнями тысяч и даже миллионами гривен в месяц, не доходят значительные суммы в Пенсионный фонд Украины, что абсолютно недопустимо в условиях солидарной системы пенсионного обеспечения.
Обратим внимание, если для большинства работников основой начислений является тарифная сетка и зарплатные формулы, то для чиновников, руководителей предприятии, топ-менеджеров зарплатной формулы не существует – суммы устанавливает наблюдательный совет и правительство на них не влияет. Что и привело к взрывному росту зарплат чиновников. И даже если формально размер доплат регламентирован, например, за выслугу лет – 25% от оклада, за научный уровень – 5% и т.д., то общая сумма может накручиваться за счет многочисленных премий, которые берутся буквально с потолка. Поэтому не удивительно, что зарплаты чиновников, о которых уже ходят легенды, не только раздражают рядовых граждан, но и подрывают доверие к власти. Так, согласно социологическим исследованиям, 52,9% граждан считают, что Президент и Правительство не способны найти эффективные решения для преодоления экономических проблем в стране, а главная причина экономического кризиса заключается в некомпетентности власти и высоком уровне коррупции в стране.
Украинцы заслуживают того, чтобы быть уверенными, что представляющие государство лица заинтересованы работать в интересах украинского народа, а не только преследовать собственные меркантильные интересы или возможные интересы других государств. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект (№6497), которым предлагается ограничить максимальный уровень зарплат в госсекторе, для работников учреждений и организаций, получающих зарплаты за счет средств государственного или местного бюджетов. Максимальную планку предлагают установить на уровне 10 минимальных заработных плат, то есть 65 тысяч гривен. Это уже с учетом всех премий, надбавок и поощрительных выплат.
Для работников государственных и коммунальных предприятий – такая же максимальная зарплата, но могут быть еще доплаты в рамках 20% от прибыли, перечисленной в госбюджет. При этом минимальный должностной оклад предлагается установить на уровне минимальной заработной платы, а не прожиточного минимума, как сейчас.
Но, к сожалению, шансы на принятие этого законопроекта очень не высоки.