RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55

Вечность пахнет нефтью: первые итоги санкций против России

Бюджет страны-агрессора недополучит десятки миллиардов долларов

Бюджет страны-агрессора недополучит десятки миллиардов долларов Фото: Pixabay

Мировые цены на нефть упали в связи со вступлением в силу нефтяных санкций против России. Напомним, 5 декабря по инициативе стран "большой семерки" и Европейского Союза был введен потолок цен на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель. Всех желающих покупать у РФ нефть дороже ожидают сложности с транспортировкой товара, его страхованием и денежными расчетами за него, что сделает этот товар еще дороже, а, значит, невыгодным для покупателя. Некоторые последствия введенных санкций заметны уже сейчас. "Апостроф" выяснял, что происходит на мировым рынке нефти в первые недели после введения санкций и каких результатов от них можно ждать в следующем году.

Читайте также: Надежда на ржавые танкеры: что ждет Россию после 5 декабря

На торгах 8 декабря котировки эталонной марки Brent опустились до 76,15 доллара за баррель, что стало самым низким ценовым уровнем в 2022 году. Впоследствии цены несколько корректировались вверх, и по состоянию на 14 декабря баррель Brent стоил уже 82 доллара, однако это все равно существенно дешевле, чем месяц назад, когда котировки вплотную подошли к 100 долларам за баррель.

Российская нефть марки Urals, в принципе, дешевле, чем Brent. В середине декабря ее цена колеблется в пределах 55-57 долларов за баррель, то есть ниже потолка, установленного странами Запада. При этом РФ часто вынуждена продавать свою нефть с большим дисконтом. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), цена барреля Urals в северо-западной Европе в начале декабря обвалилась на 30 долларов – до 43 долларов.

Еще до введения ценового потолка многие компании, в том числе в Индии и Китае, приостановили закупки российской нефти из-за неопределенности последствий этой санкции для мирового рынка.

При этом, по данным аналитической компании Kpler, в первую неделю после введения потолка наблюдалось резкое сокращение морских поставок российской нефти – на 16% или примерно на 0,5 миллиона баррелей в сутки. Кроме того, согласно информации онлайн-сервиса TankerTrackers.com, произошло падение на 50% объемов отгрузки российской нефти в черноморских и балтийских портах.

Также стоит напомнить, что вскоре после введения потолка цен в турецких проливах Босфор и Дарданеллы, которые соединяют Черное и Средиземное моря, образовалась очередь из почти двух десятков танкеров. Они везли нефть из российских черноморских портов. Задержка судов была связана с вопросами страхования. Однако как выяснилось позже, застрявшие в турецких водах танкеры оказались преимущественно европейскими, а нефть на них – вообще казахстанская. То есть здесь, скорее, следует говорить о накладке, а не реальных последствиях введенных ограничений, хотя вряд ли это было совпадением. Кстати, к середине декабря очередь практически рассосалась.

Санкции бьют по ценам

Сегодня можно с уверенностью говорить, что России придется продавать свою нефть по сниженным ценам — вне зависимости от того, будет ли это происходить в рамках установленного ценового потолка, или же вне этого механизма.

"Если раньше Urals торговалась со скидкой до 20 долларов за баррель к Brent, то теперь она составляет 30 долларов и даже больше, — сказал "Апострофу" президент Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар. - То есть с этой точки зрения, заработали санкции".

Впрочем, по его словам, пока анализировать их реальное влияние слишком рано.

"Конец года в нефтяной сфере всегда турбулентный, идет спад деловой активности, снижаются цены на нефть. А потому нужно больше времени для того, чтобы увидеть, как оно работает, — говорит Гончар. - Система торговли нефтью достаточно инерционная. Поэтому, думаю, какие-то итоги можно будет подводить после первого квартала следующего года".

Снижение цен на нефть также связно с наметившейся мировой рецессией, отметил в разговоре с "Апострофом" директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.

По его словам, пока сложно сказать, каким будет влияние механизма введения потолка на цены российской нефти. "В связи с рецессией мировой экономики цены на нефть и так на сегодня не очень высокие, и Urals даже до price-cap (ограничение цены) стоил меньше 60 долларов", — сказал эксперт, добавив, что сейчас эта санкция оказывает очень незначительное влияние на мировой рынок нефти.

"Поэтому у меня нет таких ожиданий, что санкции через месяц-два разрушат экономику России", — заявил Омельченко.

Впрочем, куда большие надежды он возлагает на эмбарго на российскую нефть, которое параллельно с ценовым потолком ввели страны Евросоюза, США и Австралии.

Напомним, страны G7, ЕС и некоторые другие решили отказаться от морских поставок нефти из РФ. При этом Европа на сегодня является для России главным рынком сбыта сырой нефти.

По словам Владимира Омельченко, из-за этого эмбарго российский нефтяной экспорт сократится примерно на 2 миллиона баррелей в сутки, ведь перенаправить поставки нефти в соответствующих объемах в Азию невозможно. Для этого нет необходимой инфраструктуры, а морские поставки очень затратны.

"Везти нефть из портов на Балтике или из Новороссийска (на Черном море) в Китай или Индию – логистика, страховые сборы, брокерские, финансовые услуги съедают огромные деньги", — пояснил эксперт.

Торговый порт Новороссийска Фото: Wikipedia

При этом Китай и Индия, которые входят в число крупнейших мировых потребителей нефти, будут вести себя по отношению к России как "ценовые диктаторы". Ведь РФ, не имея альтернативы, будет вынуждена соглашаться с теми ценами, которые ей укажут эти страны.

Чем ответит Путин

Руководство РФ, которое и раньше озвучивало угрозы в адрес стран, решивших присоединиться к западным нефтяным санкциям, решило официально ввести контрсанкции. Российские СМИ узнали, что подготовлен президентский указ, которым, в частности, запрещается продажа нефти в страны, использующие механизм ценового ограничения. Также запрещена торговля по контрактам, в которых потолочная цена указана как необходимое условие.

Однако такие меры вряд ли окажутся действенными.

"Дело в том, что нефть не продается по межправительственным соглашениям. Она продается через систему биржевых торгов, и продавец, в принципе, не знает, каким будет конечный пункт назначения его нефти, по крайней мере, ее части, потому что по дороге она может несколько раз поменять собственника", — поясняет Михаил Гончар.

Другое дело, что Кремль может дать команду государственной "Роснефти" прекратить продавать нефть той или иной иностранной компании.

"Поэтому в данном случае это делается, чтобы оказать политико-психологическое влияние на западных политиков", — говорит эксперт.

Россия, конечно же, могла бы вообще отказаться от экспорта нефти в страны Запады (страны G7 и ЕС отказались от закупок морской нефти), но это создаст проблемы для самой России, поскольку, напомним, европейский рынок для РФ является самым крупным и прибыльным.

Нефть минусует бюджет

Падение экспорта вследствие санкций неизбежно приведет к сокращению нефтедобычи в России. Standard & Poor’s прогнозирует, что уже к марту 2023 года добыча нефти в РФ упадет на 10% от нынешнего уровня.

Кроме того, 5 февраля 2023 года должно вступить в силу западное эмбарго на российские нефтепродукты, что еще больше ударит по нефтяной отрасли страны-агрессора.

По словам Владимира Омельченко, многие российские компании закладывают сокращение нефтедобычи уже на декабрь-январь.

"У них примерно 180 тысяч скважин, из которых они могут заморозить где-то до 40 тысяч, — рассказывает эксперт. - Особенно будет сложно предприятиям с трудноизвлекаемой нефтью и старыми месторождениями, где есть значительные проблемы с извлечением. Сейчас в России 70% нефти – это трудноизвлекаемая нефть".

Также напомним, что после длительной консервации на многих нефтяных скважинах нельзя будет возобновить добычу.

Падение добычи и экспорта нефти, особенно на фоне снижения цен на нее, приведет к существенному сокращению поступлений в российский бюджет, который критически зависит от нефтяной отрасли.

"В следующем году экономика России вследствие санкций может потерять 100-120 миллиардов долларов. Соответственно, бюджет потеряет, думаю, около 50 миллиардов долларов. Падение ВВП может быть более 15%", — резюмировал Владимир Омельченко.

Новини партнерів

Читайте также

Запад бьет санкциями по российской нефти: когда загнется экономика страны-агрессора

Санкции против теневого флота России не нанесут ей большого урона, но падающая экономика подорвет ее силы

Ничего личного, просто бизнес: что нужно для того, чтобы Трамп решил защищать Украину от Путина

Чтобы США во главе с Дональдом Трампом защищали Украину, наша страна должны чем-то заинтересовать американцев

НЭП по-украински: как государство собирается защищать бизнес от самого себя

Власть должна снизить давление на бизнес и провести детенизацию экономики, защита нацпроизводителя не должна навредить конкуренции