Немотивированный отказ ряда должников от выплаты кредитов стимулировал банки начать глобальную борьбу с ними. Государственный Укргазбанк инициировал создание черного списка злостных неплательщиков и планирует подписать с крупнейшими банками меморандум о совместных действиях по отказу учреждений обслуживать таких клиентов.
Большой уход
Как стало известно FinMaidan, Укргазбанк инициировал начало массовой борьбы банков с проблемными заемщиками. В течение нескольких недель он намерен подписать соответствующий меморандум с государственными Ощадбанком и Укрэксимбанком, а также подключить к нему большинство крупнейших кредитных учреждений. Планируется, что банки создадут единый реестр недобросовестных заемщиков. После этого все учреждения должны будут отказывать в обслуживании входящим в этот список клиентам. Инициативу поддержал и Нацбанк, который намерен «тщательнее» проверять учреждения, продолжающие обслуживать неплательщиков.
В Укргазбанке считают, что именно сейчас проблема невозврата кредитов приобрела особенную актуальность. «На фоне войны на востоке Украины и спада экономики мы наблюдаем тревожную тенденцию. Многие заемщики массово отказываются выполнять свои обязательства перед банками. И дело здесь не столько в девальвации гривны, у многих компаний и физлиц есть неплохая финансовая подушка в наличной валюте. Должники не спешат расплачиваться по своим гривневым обязательствам. Более того, клиенты-мошенники сейчас щедро оплачивают услуги адвокатов, правоохранителей и судей по развалу судебных дел, где истцами выступают банки,– объясняет свою позицию председатель правления Укргазбанка Сергей Мамедов.– Лично я считаю, что в это тяжелое для страны время увиливание от выполнения своих обязательств перед банком – преступление. Ведь конечный получатель денег, возвращенных, например, Укргазбанку,– государство, которому средства нужны для продолжения освобождения восточных территорий, восстановления экономики и подготовки к непростому осенне-зимнему периоду».
В Укрэксимбанке и Ощадбанке не отрицают подготовки к подписанию меморандума, но отказались комментировать его.
Новая попытка
Проблема роста невозвратов действительно актуальна: по данным Нацбанка на 1 июля, доля просроченной задолженности по кредитам составляет 9,9% – порядка 99 млрд грн. Портфель проблемной задолженности госбанков также очень велик. Однако согласно подсчетам международных рейтинговых агентств, доля таких займов составляет порядка 40% – это около 400 млрд грн.
Банкиры уже предпринимали подобные действия для борьбы со своими злостными должниками. В разгар финансового кризиса семь крупнейших банков составили черный список проблемных должников. В него вошел целый ряд компаний, конечными бенефициарами которых были 47 владельцев, почти половина из них – народные депутаты. Банкиры неоднократно заявляли о намерении опубликовать этот список, но так и не сделали этого. Тем не менее один, а потом и другой банк нарушили договоренности, начав привлекать клиентов, имеющих необслуживаемые долги в других учреждениях. Банковское лобби распалось, и учреждения борются с неплательщиками самостоятельно.
Сейчас банки применяют к проблемным должникам условно эффективные меры влияния. «К недобросовестным должникам банк применят другие механизмы взыскания принудительного характера, которые, к слову, имеют отрицательные последствия для должника ‒ испорченная репутация и формирование негативной кредитной истории, а также запрет на выезд за рубеж по решению суда»,– рассказала директор по управлению рисками банка «Надра» Елена Домуз.
Рискованная проба
Участники рынка видят риски в реализации новой инициативы, поскольку она может оказаться вне правового поля. «В такие списки попадут далеко не все заемщики. Ведь вопрос в том, предусмотрено ли кредитным договором право банка раскрывать такую информацию публично. Если нет, то подобные действия будут классифицироваться как раскрытие банковской тайны, что, в свою очередь, уголовно наказуемо согласно ст. 232 Уголовного кодекса»,– поясняет директор департамента взыскания задолженности в судебном порядке банка «Финансы и Кредит» Олег Андриевский.
Кроме того, банкиры признают, что многие учреждения вряд ли прекратят работу с клиентами только из-за наличия у них долгов перед другими банками. «Сомневаюсь в эффективности таких списков до тех пор, пока не будет изменено законодательство. Если подразделению банка – розничному или корпоративному – поставлены жесткие планы по выдачам, то им глубоко безразлично то, что клиент должен соседнему банку, в этом и есть корень проблемы»,– говорит заместитель председателя правления одного из крупных банков.