RU  UA

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бюджет

Школы стройте, но денег не дадим: что происходит с местными бюджетами

Проблемы начались еще до коронавируса

Проблемы начались еще до коронавируса Помещение школы №42, Киев Фото: УНИАН

Увеличивающийся дефицит украинского бюджета больше всего бьет по регионам, чьи бюджеты в нынешнем году недосчитаются миллиардов гривен. "Апостроф" выяснял, чем вызвано столь бедственное положение на местах, и как сделать так, чтобы регионы могли не только выживать, но и развиваться.

Дефицит украинского бюджета в текущем году составит 298,4 миллиарда гривен или более 7% ВВП. Из-за распространения коронавируса и вызванного им экономического кризиса бюджетный дефицит был увеличен более, чем втрое по сравнению с первоначальной, докоронавирусной редакцией.

Расходы по ряду направлению были увеличены, в том числе, для борьбы с эпидемией COVID-19 создан фонд в сумме 64,67 миллиарда гривен. Но по многим статьям произошли сокращения – прежде всего, из-за существенного уменьшения доходов государственной казны. Этим же объясняется и огромный дефицит бюджета.

Регионы оставляют без средств

Среди основных "лузеров" оказались регионы.

Так, Фонд регионального развития сократился с 7,5 миллиарда гривен до 4,9 миллиарда гривен (минус 2,6 миллиарда гривен), Фонд социально-экономического развития, из которого финансируются детские сады и школы, уменьшили с 2 миллиардов гривен до 1,7 миллиарда гривен, а Фонд поддержки объединенных территориальных громад в размере 2,1 миллиарда гривен полностью упразднили – по крайней мере, на 2020 год.

Есть и другие урезания прямые и косвенные. Всего же, согласно расчетам Ассоциации городов Украины, в результате перераспределения бюджетных средств финансовые ресурсы местных бюджетов сократились почти на 10 миллиардов гривен.

Кроме того, благодаря "антикоронавирусному" закону (№3275), принятому Верховной Радой 30 марта, которым, в частности, бизнесу разрешили временно не платить налоги на землю и недвижимость, местные бюджеты уже не досчитываются миллиардов гривен.

По словам директора экономических программ аналитического центра "Украинский институт будущего" Анатолия Амелина, в условиях карантинных ограничений, когда многие люди переведены на удаленный формат работы, режим сокращенной рабочей недели или отправлены в неоплаченные отпуска, местные бюджеты недополучают доходы от налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

"Из-за этого, по сути, падает экономика регионов", - сказал Амелин в комментарии "Апострофу".

Сейчас правительство разрабатывает программу поддержки малого и среднего бизнеса, которая, в том числе, может в себя включать налоговые льготы, отсрочку по уплате налогов, что может только усугубить ситуацию с дефицитом местных бюджетов.

Ранее мэр Киева Виталий Кличко, возглавляющий Ассоциацию городов Украины, прогнозировал, что местные бюджеты из-за этих мер недополучат более 10 миллиардов гривен. В частности, только столица может остаться без налоговых поступлений в размере более 1,5 миллиарда гривен. Бьют тревогу и мэры городов-миллионников – Харькова, Днепра, Одессы. Что уж говорить о менее "зажиточных" регионах.

Карантин не виноват

Проблемы с выполнением бюджета появились еще в конце 2019 года, и финансовая дыра в нынешнем году, еще до пандемии коронавируса и введенного из-за него карантина, увеличивалась устрашающими темпами. Помимо защищенных статей бюджета – пенсии, зарплаты бюджетников, субсидии – все пошло под нож. В регионы не направлялись деньги, и потому инфраструктурные проекты, строительство социальных объектов – школ, детских садов, больниц – все это было заморожено.

"Коронавирус и карантинные мероприятия, а также неправильно спланированный бюджет обнажили все эти проблемы", - сказал в разговоре с изданием эксперт Международного центра перспективных исследований Егор Киян.

Также, по его словам, сказывается и неразбериха – непонятно, кто за что должен платить: "Ярким примером является наука и медицина - просто забыли четко прописать, кто за что отвечает".

Однако главной проблемой является асимметричность проведенной реформы децентрализации: регионам дали больше самостоятельности, но ресурс для реализации необходимых проектов ограничили.

Глава "Комитета экономистов Украины" Андрей Новак отмечает, что центр забирает у регионов большую часть доходов, оставляя им лишь 20% заработанного.

"Эта гиперцентрализованная система не дает местным бюджетам даже минимальный доходный ресурс", - заявил он в комментарии "Апострофу".

Теперь на это еще накладывается карантин: "Практически все введенные им запреты и ограничения касаются малого и среднего бизнеса, который является основным источником поступлений в местные бюджеты. Поэтому местные бюджеты не получают даже те доходы, которые они имели раньше. Есть еще третий фактор – правительство своим законом о преодолении последствий распространения коронавируса на время карантина освободил бизнес от уплаты некоторых налогов, и преимущественно это именно те налоги, которые поступали в местные бюджеты. Такими действиями правительство еще больше обескровливает местные бюджеты".

Егор Киян согласен: "С урезанием статей на развитие регионов получилось, что по факту (центральная) власть задушила текущее развитие регионов и даже саму возможность развиваться".

Чей лоббист круче

А это значит, что местные бюджеты будут еще больше зависеть от дотаций из госбюджета, чем до карантина.

"Единственная возможность помочь местным бюджетам – это субвенции, субсидии или даже кредиты со стороны центрального бюджета", - отметил Анатолий Амелин.

Но где взять на это средства – ведь и государственный бюджет испытывает колоссальные проблемы?

Финансовым ресурсом для этого могут быть размещения облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), еврооблигаций (но для их размещения рынка пока закрыты) а также помощь от международных доноров – Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), отметил Амелин.

"Эта задача может быть решена, но она комплексная и должна касаться всех элементов финансовой системы страны, а не только точечно помощи регионам", - добавил эксперт.

Немаловажным является вопрос о том, как перераспределяются средства между регионами, условно говоря: "Как делить будем?". И всегда в подобных ситуациях есть обиженные, которые считают, что их несправедливо обошли стороной.

Увы, такие претензии зачастую справедливы.

"Ведь не секрет, что благополучие того или иного региона во многом зависит от покровителей на самом верху", - отмечает Егор Киян.

Действительно, в новейшей истории Украины было немало случаев, когда "малая" родина того или иного крупного политика как по взмаху волшебной палочки вдруг начинала расцветать.

"Выживать будут те регионы, представители которых смогут пробить для них помощь. Здесь, к сожалению все по принципу: кто успел урвать, тот урвал, а кто не успел – выживайте как хотите", - говорит Киян, добавляя, что в скором времени эта проблема обострится, так как на осень намечены местные выборы.

Децентрализация в действии

Однако многие проблемы регионов, в том числе, связанные с нынешним коронавирусным кризисом, вызваны недоделанностью реформы децентрализации.

Егор Киян обращает внимание на то, что далеко не все местные руководители эффективно используют имеющиеся у них средства: "У нас как были проекты по закатыванию денег в асфальт, так и остаются".

Проблема компетентности кадров на местах стоит остро, спору нет (она есть и в центре). Но, во многом, такая ситуация связана еще и с тем, что из-за асимметрии децентрализации у регионов и властей на местах нет особых-то и возможностей распоряжаться средствами.

"Бюджеты в основном планируются на год, и, если ты какую-то сумму не расписал, то ты ее в общем-то, потерял, - объясняет Егор Киян. - Регионы должны иметь возможность создавать подушку безопасности. А то получается, что в декабре все списали, а, когда начинается кризис, запасов не осталось".

И, главное, нужно завершить децентрализацию.

"Была проведена лишь децентрализация полномочий – на местные бюджеты повесили школы, детские сады, больницы, поликлиники, точнее, ответственность за них. А вот децентрализации финансов не произошло. И пропорцию 80% на 20% нужно изменять хотя бы на 50% на 50%, чтобы не менее 50% налоговых поступлений оставались в местных бюджетах, - говорит Андрей Новак. - Только так можно кардинально изменить состояние местных бюджетов и насытить их собственным финансовым ресурсом".

Читайте также

Бюджет-2025: что в приоритете, и откуда деньги

Проект бюджета Украины на 2025 год выглядит реалистичным, но риски, связанные с его наполнением, остаются

Кабмин замораживает прожиточный минимум: что будет с зарплатами украинцев

Результатом заморозки размеров минимальной зарплаты и прожиточного минимума в Украине станет дальнейшее обнищание наиболее уязвимых граждан