В Нацбанке не исключают либерализации валютных правил для экспортеров. Могут быть сокращены объемы обязательной продажи валютной выручки ‒ с 75% до 50%, а также срок возврата валюты ‒ до 60 дней. Банкиры считают, что это решение поможет лишь незначительно увеличить приток валюты в Украину, а для стабилизации рынка необходимы реформы. Бизнес поддерживает предложение лишь частично.
По словам начальника управления валютных операций и анализа финансовых рынков НБУ Сергея Пономаренко, регулятор рассматривает возможность снижения объема обязательств по продаже валютных поступлений с 75% до 50%. Однако при этом может быть сокращен и срок возврата выручки ‒ с 90 до 60 дней. Это, по его словам, является превалирующим решением. Напомним, что с конца августа центробанк принял решение о 100-процентной продаже бизнесом валютных поступлений, но уже через месяц снизил это обязательство до нынешнего уровня.
Член совета Нацбанка, старший советник Альфа-банка Роман Шпек считает, что введение обязательной продажи валюты экспортерами не привело к ожидаемому результату и не увеличило объем поступлений валюты в страну. Поэтому сейчас регулятор ищет возможности для удовлетворения требований экспортеров и увеличения притока валюты. Напомним, что вчера НБУ понизил курс гривны до нового исторического минимума ‒ 15,77 грн/$. Национальная валюта подешевела на 1 грн. Сегодня гривна укрепилась на 2 коп. Однако этого, по мнению господина Шпека, недостаточно для стабилизации на валютном рынке. «Это правильно, хорошо, но этого недостаточно. Самое главное ‒ будут ли проводиться в стране другие реформы, чтобы увеличить уровень доверия участников рынка и инвесторов»,‒ говорит он. И, прежде всего, речь идет о борьбе с коррупцией. «Задача правительства ‒ работать с экспортерами и делать все, чтобы у них возросла валютная выручка, продажи. Им также необходимо принимать решения, способствующие росту объемов производства»,‒ добавляет председатель правления Укргазбанка Сергей Мамедов. Действие же этой нормы, отмечает он, вызывает определенный дискомфорт у экспортеров, поэтому заявление о пересмотре обязательств ‒ это сигнал к снижению административного давления на бизнес. «Главное ‒ чтобы курс соответствовал желанию экспортеров, в противном случае они будут искать разные механизмы, как это обойти. Пока в полном объеме не заработает закон о трансфертном ценообразовании, выручка будет оставаться за границей»,‒ отмечает господин Мамедов.
Экспортеры поддерживают инициативу лишь частично. Президент группы компаний «Правио» (ТМ «Ичня») Валентин Запорощук называет положительным моментом лишь снижение объемов обязательной продажи валютной выручки. Имея валютные кредиты, бизнес теряет на курсовых операциях, а при необходимости закупки сырья день в день увеличивается необходимость в оборотных ресурсах, объем которых ограничен. Еще в понедельник на встрече бизнеса с руководством Нацбанка, участники предприятий отмечали, что 25% выручки, которая остается в распоряжении бизнеса, недостаточно для закупки импортного сырья и материалов для производственного процесса. Кроме того, необходимость покупки валюты для выполнения обязательств по внешнеэкономическим контрактам приводит к увеличению стоимости произведенной продукции и снижению конкуренции на внешних рынках. В среднем, дополнительные расходы предприятий на покупку валюты составляет более 2% от объема покупки (с учетом курсовой разницы, комиссии за покупку, сбора в Пенсионный фонд).
В то же время, сокращение сроков возврата валюты в страну господин Запорощук считает убийственным решением. «По долгосрочным контрактам, где сроки поставок превышают 60 дней, мы будем срывать установленные правила. Придется бегать по кабинетам и просить увеличивать сроки в индивидуальном порядке. Если этого не делать, то будут колоссальные штрафы ‒ до 36% от суммы задолженности в год»,‒ поясняет Валентин Запорощук.