С завтрашнего дня НБУ вводит ограничения для импортеров. Платежи по импортным контрактам на сумму более $500 тыс. должны будут производиться исключительно через аккредитивную форму расчетов. Кроме того, НБУ запретит брать кредиты в гривне для покупки валюты. Такие меры, по мнению НБУ, помогут стабилизировать курс. Финансисты одобряют административные меры, но не считают, что они смогут стабилизировать курс надолго.
С 24 февраля Нацбанк вводит административные меры, чтобы ограничить спрос на валюту. Об этом сообщила председатель НБУ Валерия Гонтарева. По ее словам, такие меры принимаются для того, чтобы стабилизировать курс гривны. «Основное давление на курс сегодня оказывают импортеры. Экспортеры валюту возвращают, но под видом того или другого импортного контракта пытаются вывести ее из страны»,‒ говорит Валерия Гонтарева. Поэтому НБУ и усиливает контроль над импортом.
С завтрашнего дня платежи по импортным контрактам, общая сумма которых превышает $500 тыс., должны производиться исключительно через аккредитивную форму расчетов. Иностранный банк с рейтингом инвестиционной категории берет на себя обязательство по распоряжению покупателя выплатить валюту в интересах продавца. При этом банк выплатит деньги только в том случае, если покупатель получил товар.
Также для того, чтобы провести авансовый платеж по импортному контракту от $50 тыс., нужно будет получить разрешение от НБУ. В нынешних условиях это оправданные меры, считает директор инвесткомпании «Финэкс Капитал» Игорь Когут. «Международные банки будут проверять сделки. Будет гарантия поставки. А пока товара нет, валюта не поступит поставщику»,‒ говорит Игорь Когут. Легальному бизнесу такие административные меры не сильно повредят, а вот «серому» ‒ действительно будут мешать, отметил заместитель председателя правления Ситибанк Украина Владислав Сочинский.
Но, конечно же, импортерам за аккредитивы придется платить ‒ 2-5% от сумы контракта в зависимости от рисковости клиента для банка. «Существующие контракты, по которым идет работа, получат дополнительные необоснованные расходы, заключение новых будет затруднено»,‒ сетует эксперт по кредитным рискам Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА Евгений Невмержицкий. Указанные НБУ меры, по его словам, стимулируют проведение расчетов за пределами Украины.
Кроме того, НБУ запретит брать кредиты в гривне на покупку валюты. «Запрет кредитования в гривне на покупку валюты необходим. Это позволит снизить спекулятивный спрос на валюту»,‒ считает Игорь Когут. Паника на валютном рынке началась на прошлой неделе: в пятницу, 20 февраля, средневзвешенный курс доллара на межбанке составил 28,27 грн/$, а в обменниках валюту продавали по 32 грн/$. Сегодня гривна продолжила обесцениваться. 23 февраля НБУ установил официальный курс доллара на уровне 28,34 грн/$, а средневзвешенный курс на межбанке составил 29,56 грн/$.
«Котировки в течение дня росли на глазах, это сеяло панику и непонимание происходящего и у банков, и у клиентов»,‒ говорится в обзоре консалтинговой компании «Атлант-Финанс». В процессе торгов импортеры просто снимали заявки, мотивируя это тем, что товар по такому курсу не продастся. Курс разогрет за счет скупки валюты нерезидентами и некоторыми импортерами, которые вынуждены закрывать свои контракты, чтобы не попасть под штрафные санкции.
В целом, финансисты одобряют административные меры, но не считают, что они смогут стабилизировать курс надолго. «Нацбанк борется с симптомами, а надо бороться с глобальной проблемой. У НБУ общая стратегия ‒ неправильная. Не может быть плавающего курса в недоразвитой экономике. Во всех недоразвитых экономиках ‒ курс фиксированный. Поэтому необходимо договариваться с МВФ о фиксации курса»,‒ считает профессор Киево-Могилянской Академии Александр Мертенс. Чем раньше курс зафиксировать ‒ тем лучше. «В условиях войны и бегства капитала предела роста курса нет ‒ доллар может стоить и 100 грн»,‒ сетует Александр Мертенс.
Другие эксперты считают, что курс валюты может стабилизироваться, так как снижается спрос на валюту. Еще несколько месяцев назад отложенный спрос на валюту составлял около $1 млрд, сейчас эта цифра ‒ в два раза меньше. «При курсе 16-18 грн/$ отложенный спрос был $1 млрд. Сейчас гривны осталось от силы 12-15 млрд грн»,‒ объясняет Владислав Сочинский. При текущем курсе 28-30 грн/$ ‒ это меньше $500 млн. «И очень важно, что новая гривна практически не поступает на счета,‒ говорит Владислав Сочинский.‒ Это значит, что импорт практически полностью встал».