Криптовалюты продолжают триумфальное шествие по миру, в частности, курс Bitcoin продолжает бить рекорды. В Украине также задумались о создании собственных цифровых денег, но пока в стране даже нет законодательства, регулирующего криптовалюты, а финансовые власти честно признаются, что в этой сфере все слишком сложно. "Апостроф" выяснял, что нужно сделать в данной сфере в первую очередь и нужна ли Украине собственная криптовалюта.
Депутаты Киевского горсовета призвали президента, парламент, правительство и Национальный банк Украины (НБУ) разработать нормативную базу для создания национальной криптовалюты.
Вместе с тем, на сегодня в Украине криптовалюты находятся вне правового поля. Это в очередной раз подтвердили национальные регуляторы, выступившие в конце ноября с совместным заявлением.
"Мы, Национальный банк Украины, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере рынков финансовых услуг, убеждены, что сложная правовая природа криптовалют не позволяет признать их ни денежными средствами, ни валютой и платежным средством другой страны, ни валютной ценностью, ни электронными деньгами, ни ценными бумагами, ни денежным суррогатом", - говорится в документе, опубликованном на сайте НБУ.
В то же время регуляторы заявляют, что продолжают "прорабатывать вопрос правового статуса криптовалют и законодательного урегулирования операций с ними, принимая во внимание позицию регуляторов других стран и последние тенденции в развитии таких технологий".
В октябре 2017 года в Верховную Раду был подан законопроект №7183 "Об обращении криптовалюты в Украине", о чем писал "Апостроф". Документ как раз и призван обеспечить криптовалютам соответствующий правовой статус. На сегодня законопроект находится на ознакомлении в парламентском комитете по вопросам финансовой политики и банковской деятельности.
Экономика XXI века
Тем временем самая популярная и дорогая криптовалюта мира Bitcoin установила очередной рекорд: на прошлой неделе курс взлетел до исторического максимума в $18 тысяч, затем обвалился на 20%, но уже в понедельник восстановился до $16 800.
Национальный банк же озаботился созданием национальной электронной валюты.
"Национальный банк Украины рассматривает возможность внедрения e-гривны, в основу которой будет положена технология блокчейн. Мы считаем блокчейн следующим шагом в эволюции технологии транзакций. По нашим ожиданиям, эта технология будет становиться все более популярной и распространенной уже в ближайшем будущем", - сообщили "Укринформу" в пресс-службе регулятора.
Однако электронная (цифровая) валюта – не то же самое, что криптовалюта. Точнее, криптовалюты являются подвидом цифровых денег и имеют ряд отличительных признаков.
Стоимость цифровых валют, как правило, привязана к национальным физическим валютам, иногда – к золоту и другим драгоценным металлам (тогда как у криптовалют – плавающий курс).
Например, в Японии к 2020 году, когда в столице этой страны Токио состоится летняя Олимпиада, планируют ввести валюту J-Coin. При этом она не заменит денежную единицу Японии иену, а будет ходить с ней параллельно. К тому же, ее курс будет привязан к курсу японской национальной валюты.
Аналогичные процессы происходят в других странах, в частности, в Китае, Нидерландах, Эквадоре.
В последнее время о создании национальной криптовалюты заговорили в России. При том, что еще совсем недавно в этой стране о Bitcoin и других криптовалютах высказывались крайне негативно.
Вероятно, на звание самой экзотической сможет претендовать криптовалюта, создаваемая в Венесуэле, чья национальная денежная единица боливар обесценивается в буквальном смысле не по дням, а по часам.
Венесуэльская криптовалюта, по словам президента страны Николаса Мадуро, будет называться Petro. Это название связано с латинским словом petroleum, обозначающим нефть. Это логично, так как по доказанным запасам "черного золота" Венесуэла является мировым лидером.
Ветер перемен
По словам финансового эксперта Алексея Куща, сегодня в мире происходит распад действующей с конца 1970-х годов Ямайской валютной системы, для которой характерно постоянное колебание обменных валютных курсов - их устанавливает рынок, а не отдельные государства.
"Я думаю, что в течение ближайших пяти лет мир перейдет в эпоху цифровых валют, которая заменит Ямайскую систему, являющуюся рудиментом экономической системы прошлого века с ее глобальными финансовыми кризисами, с ее ставкой на доллар", - сказал специалист в комментарии "Апострофу".
Он отметил, что сейчас в мире неоднозначное отношение к криптовалютам. Часто звучат мнения, что это очередной финансовый пузырь, который обязательно лопнет.
"Но это ошибочное мнение, так как люди, которые говорят подобные вещи, не понимают специфики цифровых валют. Цифровые валюты, в том числе Bitcoin, развиваются на основе технологии блокчейн. Фактически, эмиссия Bitcoin осуществляется пропорционально участникам, которые входят в эту систему, – каждый участник является частью постоянно возобновляющейся матрицы. Цифровые валюты нельзя использовать как доллар для раздутой эмиссии, цифровую валюту, например, нельзя использовать для финансирования дефицита бюджета", - рассказал Кущ.
В связи с этим, по его словам, Bitcoin является достаточно опасным для США, потому что он может подорвать мировое господство доллара. "США до сих пор используют доллар как инструмент финансирования своего внешнего долга и покрытия дефицита государственного бюджета", - отметил эксперт.
При этом такие страны как Россия и Иран рассматривают криптовалюты как один из элементов противодействия западным финансовым санкциям, считает Кущ.
"В России в последнее время резко поменялось отношение к криптовалютам. Если до этого в Государственной думе РФ регистрировали законопроекты об уголовной ответственности за инвестиции в криптовалюты, а в центробанке заявляли, что это - опасный инструмент, то теперь в России говорят, что это перспективное направление. Президент РФ Владимир Путин почувствовал привлекательность криптовалют как альтернативы доллару", - сказал он.
Правовой вакуум
Кущ считает, что предложенные Раде законодательные инициативы по регулированию криптовалют "довольно сырые".
"В то время, когда западные регуляторы – такие как Европейский центральный банк (ЕЦБ), Федеральная резервная система (ФРС) США – пока воздерживаются от каких-то нормативных документов, потому что еще не понимают глобалистику этого процесса, и они пока стараются не смешить людей, в Украине уже регистрируются законопроекты о криптовалютах", - сказал он.
По мнению старшего аналитика Forex Club Андрея Шевчишина, Украине нужно законодательство по регулированию уже имеющихся криптовалют. И только после этого можно говорить о возможности запуска собственной цифровой валюты. "Она не может создаваться в вакууме", - сказал он в комментарии изданию.
Алексей Кущ, в свою очередь, отмечает, что сегодня от профильных властей, НБУ и Государственной фискальной службы (ГФС), требуется только одно – разъяснить, чем является Bitcoin с точки зрения налогообложения.
"Здесь нужно определиться, что такое Bitcoin, чтобы брать подоходный налог с тех, кто будет продавать и покупать Bitcoin, потому что, если это покупка валюты – это один вид налогообложения, если это покупка ценных бумаг, - это другой вид налогообложения", - сказал он.
Украина уходит в цифру
Информация НБУ о e-гривне не содержит каких-либо подробностей, поэтому пока сложно делать выводы о том, что она собой будет представлять.
Вместе с тем, все это заставляет задуматься над тем, нужна ли Украине, в принципе, собственная криптовалюта.
Андрей Шевчишин считает, что пока такой необходимости нет.
"Есть необходимость активного внедрения технологий "умных" контрактов – блокчейна и остальных, которые представлены в криптовалютах. Такие технологии значительно снижают коррупционную составляющую, увеличивают скорость передачи данных и их качество, снижают затраты на обслуживание. То есть много позитивных факторов, которые можно использовать, внедряя данную технологию на разных уровнях", - отметил эксперт.
В качестве примера он привел земельный кадастр. "Внедрение технологии блокчейн станет отличным способом защиты данных от внесения несанкционированных изменений, сделает невозможным взлом данных и рейдерские захваты", - заявил он.
Вместе с тем Шевчишин считает, что сегодня Украине имеет смысл протестировать собственную криптовалюту в рамках существующих технологий.
"Есть уже сформированные технологии, есть специалисты, которые этим занимаются и могут прописать код или форк – отклонение (ответвление) от криптовалюты для того, чтобы ее внедрить", - сказал специалист, добавив, что, создавая внутреннюю валюту, нужно понимать, какая при этом преследуется цель.
По словам Шевчишина, для того, чтобы стоимость той или иной криптовалюты росла, необходимо, чтобы она воспринималась как платежное средство всеми вовлеченными в процесс сторонами.
"Будет ли украинская валюта настолько популярной, чтобы ее использовать в платежах, - для этого не обязательно использовать криптовалюту. Для этого можно обеспечить хотя бы 100%-ое хождение просто электронных денег и уход от наличных, что на корню зарубит теневой рынок", - резюмировал он.
Покупай украинское
Аналитик инвестиционной компании "Альпари" Максим Пархоменко также отмечает потенциальные сложности функционирования национальной криптовалюты.
"Основной сложностью на данный момент выступает стоимость транзакции. Так, стоимость перевода Bitcoin составляет порядка $60. Помимо денежных затрат одна транзакция в сети Bitcoin требует в десятки раз больше энергии, чем перевод в системе МasterCard или Visa. Существующие алгоритмы, которые требуют меньшего объема энергии, сейчас не так хорошо защищены, как Bitcoin. В связи с этим, реализация идеи, что в Украине появится своя криптовалюта, пока маловероятна", - заявил специалист в комментарии "Апострофу".
При этом, по его словам, украинские криптоактивисты уже создали криптовалюту "Карбованец", "которая за последний месяц подорожала в 10 раз (а с начала года почти в 70 раз, – "Апостроф"), и на сегодня ее стоимость составляет порядка $1,30. Эта криптовалюта используется для интернет-транзакций", - рассказал Пархоменко.
Для справки: криптовалюта "Карбованец" (Karbowanec, KRB) была запущена в оборот в мае 2016 года. Она основана на протоколе CryptoNote (технология блокчейн) и подходит для майнинга. Сейчас в обращении находится почти 5 млн карбованцев.