RU  UA

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Финансы

Диверсия против "ФОПов": кто и зачем хочет отменить третью группу "упрощенки" в Украине

Реализация законопроекта может угробить украинскую экономику, предупреждают эксперты

Реализация законопроекта может угробить украинскую экономику, предупреждают эксперты Фото: evolutionwater.co.uk

В Верховную Раду внесен законопроект, которым предлагается существенно ограничить использование упрощенной системы налогообложения, при этом третью группу для украинских "ФОПов" ("фізосіб-підприємців", слово чаще всего используется для обозначения физлиц-предпринимателей, ФЛП) планируется вообще ликвидировать. Если документ примут, последствия будут катастрофическими, предупреждают эксперты. "Апостроф" разбирался, кому и зачем понадобилась такая инициатива, а также чего ждать в случае ее реализации.

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, предусматривающий значительные изменения в налоговом законодательстве в том, что касается упрощенной системы налогообложения (по-народному - "упрощенки"). Так, предлагается значительно ужесточить требования ко второй группе этой системы, в частности, исключив из нее оптовую торговлю.

При этом третью группу упрощенной системы налогообложения предлагается полностью упразднить.

В качестве компенсатора документом предполагается снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 16%.

Авторами законопроекта №8089 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты относительно уменьшения ставки налога на добавленную стоимость, реформирования упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и повышения прозрачности расчетных операций с учетом европейской практики" являются два народных депутата из фракции "Блок Петра Порошенко" Андрей Шинькович и Геннадий Чекита. Документ был подан в Раду 1 марта и сейчас находится на ознакомлении в парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики.

По поводу законопроекта уже успел высказаться президент Петр Порошенко. Выступая перед представителями бизнеса 12 марта, он заявил, что не поддерживает это предложение. Однако пока свое слово в данном вопросе должен сказать парламент.

Это не первая попытка существенно ограничить использование упрощенной системы налогообложения. В частности, серьезной корректировки "упрощенки" требует Международный валютный фонд. Согласно меморандуму о сотрудничестве между Украиной и МВФ, условия упрошенной системы должны быть ужесточены в 2018 году. Впрочем, на сегодня вопрос "упрощенки" не фигурирует среди условий фонда для предоставления Киеву очередного кредитного транша.

Борьба со схемами

Третья группа упрощенной системы налогообложения нередко используется бизнесом для оптимизации расходов на выплату зарплат работникам – оформляя сотрудников как частных предпринимателей (физических лиц-предпринимателей, ФЛП), работодатели не платят за них единый социальный взнос (ЕСВ), так как он уплачивается самим ФЛП. Выгодно это и работникам, поскольку ФЛП третьей группы платят подоходный налог в размере 5%, а не 18%, если бы они были оформлены в штат.

Всего по состоянию на конец января 2018 года в Украине насчитывалось более 1,7 млн ФЛП разных групп (с первой по четвертую) упрощенной системы налогообложения.

В пояснительной записке к указанному законопроекту говорится, что на сегодня точно неизвестно, какая часть всех ФЛП ведет предпринимательскую деятельность, а кто из них, по сути, работает по найму. "При этом очевидно, что количество последних уже является весомой частью рынка труда", - отмечается в документе.

В пояснительной записке также приводятся расчеты, свидетельствующие о том, как работодатели экономят на выплатах, используя схемы привлечения к работе ФЛП. "В 2017 году, чтобы заплатить работнику нетто заработную плату в размере 10 000 грн ("на руки"), если работник является ФЛП, предприятие должно перечислить в бюджет и фонды социального страхования 1267 грн (13%), а для наемного работника – 4150 грн (41,5%). Выгода для бизнеса тут очевидна", - отмечают авторы законопроекта.

Фото: pixabay.com

Однако их мотивация вызывает вопросы.

Директор экономических программ аналитического центра "Украинский институт будущего" Анатолий Амелин в комментарии "Апострофу" напомнил, что третью группу упрощенной системы налогообложения в Украине вводили как инструмент стимулирования развития малого бизнеса.

"Сегодня это достаточно большая группа людей, которые работают в разных сферах услуг. Это - самозанятые лица, которые не работают по найму, но при этом не являются безработными и не состоят на учете в службе занятости, не получают из бюджета социальные пособия. Это то, к чему стремятся все страны мира – чтобы люди были или наемными работниками, или самозанятыми", - сказал эксперт.

По его мнению, предложенный законопроект не решит тех задач, которые задекларировали авторы документа. "Что хотят отменить, какие цели и задачи ставят? Пытаются сказать, что сегодня третью группу используют крупные компании, в частности, для оптимизации налогов на зарплату, на прибыль и так далее, и, соответственно, если убрать третью группу, то все проблемы будут решены. Это неправда", - заявил специалист.

Кандидат экономических наук Алла Шлапак считает законодательную инициативу по ликвидации третьей группы "упрощенки" "мягко говоря, очень странной".

В комментарии "Апострофу" она заявила, что, если отталкиваться от аргументов авторов документа, то это – "попытка бороться с головной болью посредством отсечения головы".

"Есть проблемы с уходом бизнеса от налогов на фонд оплаты труда? Решайте эту проблему, снижайте налоговую нагрузку на фонд оплаты труда! Есть проблемы с контролем оборота подакцизных товаров? Внедряйте эффективную систему контроля за их оборотом! Есть проблемы с "серым" импортом? Устраняйте пробелы в таможенном законодательстве и наводите порядок на таможне! Если не решить эти вопросы, бизнес найдет другой инструментарий для схем и оптимизации", - сказала эксперт.

Диверсанты для украинской экономики

А вот пострадают как раз честные предприниматели.

"Чекита с Шиньковичем, или те, кто подсунул им эту законодательную инициативу, попросту решили ликвидировать целый класс предпринимателей, большинство из которых вообще не имеют отношения к описанным схемам: третья группа — это IT-специалисты, консультанты в разных отраслях, фрилансеры", - заявила Алла Шлапак. По ее словам, для экономически активных самозанятых специалистов снова встанет вопрос: "А есть ли смысл вообще работать и оставаться в этой стране?"

Анатолий Амелин, в свою очередь, подчеркнул, что, "если мы не хотим, чтобы люди из Украины уезжали, мы должны создавать наиболее комфортные условия для труда и налогообложения такого труда".

Фото: pixabay.com

По его словам, поданный в Раду законопроект является диверсией, а его авторы – "диверсанты".

Эксперт считает, что вопросы налогообложения необходимо решать, но делать это следует комплексно: "У нас 40% экономики находятся в тени, и это - следствие неэффективности фискальной политики в целом. Кодифицируйте Налоговый кодекс, сделайте самый простой Налоговый кодекс в Европе. И в рамках этого обсуждения уже можно будет перестраивать формы налогообложения физических лиц, но не раньше".

Он напомнил, что экономика Украины сегодня демонстрирует вялый рост на уровне 2%. "И, если мы убьем частное предпринимательство, как инструмент, то мы, в принципе, убьем экономику", - считает Амелин.

Катастрофические последствия

Если законопроект будет принят и вступит в силу, последствия могут быть катастрофическими.

"Мы получим массовые протесты. Ведь армия предпринимателей - реальных, не тех, кто работает по схемам, - огромная. Эти люди поднимут на вилы депутатов, которые это сделают, я в этом не сомневаюсь. Агрессия у людей растет. Уровень жизни не поднимается, а давление увеличивается. И, если ту положительную опцию, которую дали предпринимателям, попытаются убрать, мы получим даже не "налоговый майдан" – формы такого протеста могут быть самые жесткие, учитывая, что многие предприниматели прошли АТО, и у многих из них посттравматический синдром. Зачем порождать дополнительные протестные настроения в не совсем спокойной стране?" - сказал Анатолий Амелин.

Вместе с тем, пока документ находится только на стадии рассмотрения, и далеко не факт, что он будет принят, а, в случае утверждения Верховной Радой, подписан президентом.

Консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская убеждена, что у законопроекта нет никаких шансов. "Это нереалистичный проект. Я не знаю, зачем его подали – наверное, чтобы подразнить или отвлечь от других вопросов", - сказала эксперт "Апострофу".

По ее словам, на отмене упрощенной системы налогообложения не настаивают международные кредиторы Украины – "нет жесткой директивы Международного валютного фонда устранить упрощенную систему". "Во-вторых, все бюджетные деньги, многие предприятия тех же депутатов - у нас такое количество субъектов на едином налоге третьей группы, что я просто не верю (в то, что законопроект будет принят, – "Апостроф")", - отметила Томашевская.

Говоря о причинах внесения в парламент такой провокационной законодательной инициативы, она высказала предположение, что истинные мотивы скрыты от широкой публики.

"Это кто-то что-то раскачивает. Возможно, за что-то идет торг. На политическом уровне происходят какие-то процессы, кто-то за что-то дергает, но мы, простые люди, видим только результат, а не весь комплекс взаимосвязей", - резюмировала специалист.

Читайте также

"Вовина тысяча": на что украинцы потратят новую помощь от властей

Помощь на 1000 гривен вряд ли улучшит экономическое положение украинцев, но позволит оплатить коммуналку и задонатить на ВСУ

Миру грозит новый финансовый кризис: что будет с помощью союзников Украине

Мировой финансовый кризис в ближайшее время возможен, для Украины он будет означать сокращение зарубежной помощи

Украина в топе крипто­лидеров мира: плюсы и минусы для нашей страны

Законодательство о регулировании криптоактивов в Украине, отвечающее европейским стандартам, может быть наработано до конца 2024 года