Совет министров стран ЕС, 12 июля, согласовал предоставление Украине нового кредита на 1 млрд евро из пакета макрофинансовой поддержки. Второй транш макрофинансовой помощи Евросоюза для Украины должен составить 8 млрд евро. Несмотря на эти сообщения, не все так гладко с иностранной помощью. Несколько дней назад стало известно, что Еврокомиссия блокирует выделение Украине кредита Европейского инвестиционного банка в размере 1,5 миллиарда евро, опасаясь, что наша страна может его не вернуть из-за сложной финансовой ситуации, вызванной войной. Это достаточно тревожный сигнал. "Апостроф" разбирался, что происходит с предоставлением займа ЕС и западной помощью нашей стране в целом.
Европейская комиссия заблокировала выделение Украине кредита на 1,5 миллиарда евро. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на неназванных еврочиновников.
Речь идет о займе Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), который является кредитным подразделением европейской бюрократии.
Еврокомиссия обычно выступает гарантом по кредитам, выделяемым ЕИБ вне ЕС, резервами, которые составляют 9% от соответствующих сумм. Однако в случае с последним займом для Украины на 1,5 миллиарда ЕК хочет иметь гарантии в объеме 70% от его суммы. Это связано с опасениями, что наша страна будет не в состоянии вернуть этот кредит. Речь идет о том, что либо сам Европейский инвестбанк, либо страны-члены Евросоюза должны взять на себя часть ответственности за гарантии по указанному займу.
Ждать ли зрады?
Разумеется, данная ситуация заставляет задаться самыми разными и довольно неприятными вопросами. Главный из которых – неужели ЕС решил свернуть финансовую помощь Украине? К тому же масла в огонь подлила информация о том, что якобы Германия тормозит выделение нам ранее согласованной помощи на 9 миллиардов евро. Пока Берлин дал добро только на 1 миллиард евро, который наша страна должна получить до конца июля.
Впрочем, похоже, все не так трагично.
Инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса считает, что в данном случае мы имеем дело с проявлением внутренней бюрократии Евросоюза.
"Они там все это между собой футболят. Мы видим, как там все медленно, сложно и муторно движется. То есть это - один из элементов такой муторности, - сказал эксперт в разговоре с "Апострофом". – Это попытка одного европейского чиновника подстраховаться за счет другого чиновника".
Экономист, член Совета Национального банка Украины (НБУ) Виталий Шапран также во многом винит брюссельскую бюрократию.
"Могу согласиться с беспокойством ЕК о высоких кредитных рисках Украины, что не есть новостью, исходя из наших рейтингов еще до войны, - сказал он в комментарии изданию. - Тем не менее, хочу напомнить, что на территории ЕС заморожены российские активы на сумму более 300 миллиардов евро. Канада уже приняла закон, по которому такие активы передаются Украине, в США аналогичный законопроект уже прошел Конгресс и был направлен в Сенат. Япония и Великобритания также разрабатывают подобные законопроекты. А вот в ЕК все никак не могут определиться с судьбой арестованных средств страны–агрессора. Имея 300 миллиардов потенциального покрытия, тормозить выделение 1,5 миллиарда евро или как-то уменьшать эту сумму, выглядит, мягко говоря, некрасиво".
По его словам, в Евросоюзе должны понять, что, если бы не война, развязанная россией, Украина не нуждалась бы в таком объеме финансовой помощи.
"И платить за это должны не ЕК, не Украина, не МВФ или ЕИБ, а именно страна-агрессор", - заявил эксперт.
При этом, по его мнению, часть вины лежит и на украинском правительстве, которое должно активнее бороться за замороженные в ЕС российские активы.
Просим 5 - получаем 2
Таким образом, есть надежда, что достаточно скоро европейская бюрократия будет преодолена, и Украина получит обещанный заем.Тем более, что совет министров стран ЕС, 12 июля, согласовал предоставление Украине нового кредита на 1 млрд евро из пакета макрофинансовой поддержки.
Тем не менее, эта ситуация оставляет неприятный осадок и заставляет всерьез задуматься: а так ли все хорошо с финансовой помощью нашей стране со стороны Запада?
Международные партнеры с начала российской агрессии всячески поддерживают нашу страну. В первую очередь, речь идет о вооружениях на десятки миллиардов долларов. Часть оружия передается безвозмездно, но многое Украина покупает – нередко за кредитные средства.
При этом собственно финансовая помощь, которую мы получаем от Запада, пока не слишком велика. По состоянию на середину июня, она составила 7,4 миллиарда долларов, а заявленная финпомощь, то есть согласованная, но еще не предоставленная, - 30 миллиардов долларов.
По словам Сергея Фурсы, эти 30 миллиардов долларов (украинское правительство хочет увеличить сумму до 35 миллиардов) должны быть выделены нам до конца 2022 года.
Много это, или мало? По словам экономиста, финансового аналитика Алексея Куща, партнеры выделяют нам примерно 30-40% от тех сумм, которые мы у них просим.
В качестве примера можно вспомнить, как министр финансов Сергей Марченко сетовал на то, что Украина просила ЕС выделить в мае 5 миллиардов евро, а получила менее 2 миллиардов.
"Пока что, к сожалению, это не тот объем, который бы нам хотелось, - говорит Сергей Фурса. – Но в последнее время объемы (помощи) увеличились, и стали почти достаточными. В июне было 3,5 миллиарда, и есть надежда, что такой высокий уровень сохранится в ближайшие месяцы".
Процессуальная неритмичность
Однако, несмотря на то, что Украина получает от партнеров меньше денег, чем просит, международная финпомощь является важным источником наполнения госбюджета.
"Одну треть составляют налоговые поступления – порядка 80 миллиардов гривен (в месяц), примерно столько же обеспечивает эмиссионный источник – печатный станок Нацбанка, и столько же – международная помощь, несколько миллиардов долларов в месяц", - говорит Алексей Кущ.
При этом, по его словам, международная помощь поступает в Украину крайне неритмично: "Например, задержка на несколько месяцев выплат 6500 гривен в рамках "є-Підтримки" (предназначены для украинцев, которые утратили доходы из-за войны) была как раз связана с тем, что Минфин ждал поступления международной помощи".
Такой неритмичности есть вполне логичное объяснение. По словам Алексея Куща, украинская дипломатия во главе с президентом регулярно добивается от международных партнеров обещаний о выделении очередных крупных сумм помощи - "такой геополитический маркетинг обеспечивает геополитическую капитализацию".
"Но одно дело получить стратегическое "да" на выделение помощи, и совсем другое, когда по каждой из них есть определенный пакет процедур, которые нужно соблюсти. А с этим как раз и возникают бюрократические проволочки", - резюмировал эксперт.