RU  UA

воскресенье, 24 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Внешняя торговля

Капут зерновому соглашению: как Путин подставил Эрдогана

В Кремле нашли повод для реализации давних планов

В Кремле нашли повод для реализации давних планов Фото: Pixabay

Россия заявила о приостановке своего участия в "зерновой сделке" в связи с атакой на корабли Черноморского флота РФ в Севастополе 29 октября. Несмотря на это другие участники "зерновой инициативы" - Украина, Турция и ООН – согласовывают дальнейшее прохождение торговых судов по безопасному коридору к украинским портам на Черном море и из них. Тем не менее, риск деструктивных действий со стороны страны-агрессора велик, а потому экспорт отечественного зерна может прекратиться или, как минимум, существенно сократиться. О том, чего ждать в дальнейшем, читайте в материале "Апострофа".

Россия приостановила свое участие в "зерновой сделке", в рамках которой обеспечивается проход судов с украинским зерном по безопасному коридору из портов Большой Одессы. Более того, российский диктатор Владимир Путин вчера, 31 октября, в традиционной провокационной манере намекнул, что корабли, которые будут вывозить зерно, рискуют попасть под удары. Несложно догадаться - чьи...

Напомним, 22 июля в Стамбуле Украина и Россия заключили соглашение при посредничестве ООН и Турции о разблокировании украинских портов на Черном море с тем, чтобы наша страна могла вывезти зерно и другую аграрную продукцию на для поставок на мировой рынок. Нынешние действия России - прямой удар Путина по договоренностям с президентом Турции Реджепом Эрдоганом, что может иметь весьма серьезные последствия для Кремля.

Официальная Москва заявила, что приостанавливает свое участие в "зерновой сделке" в связи со взрывами в Севастополе 29 октября, в результате которых были повреждены несколько военных кораблей Черноморского флота РФ – якобы атакованные корабли задействованы в обеспечении безопасности "зернового коридора". Кроме того, Министерство обороны России сообщило, что запуск беспилотников, которые обстреляли корабли в Севастопольской бухте, мог быть осуществлен с "борта гражданского судна, которое использовали в рамках зерновой инициативы".

Россия обвинила в атаках Украину, а также, почему-то, Великобританию, которой также, одним махом, приписала диверсию на газопроводах "Северный поток-1" и "Северный поток-2", которая произошла в конце сентября.

Интересно, что Путин в своем выступлении вообще озвучил басню о "шестиметровых" беспилотных кораблях с 500 тоннами (!) взрывчатки, не выдерживающей никакой критики.

РФ также запросила проведение 31 октября заседания Совета безопасности ООН "в связи с атакой на суда Черноморского флота".

Путин против всех

Украина и страны Запада осудили решение России выйти из соглашения.

Украинский президент Владимир Зеленский назвал действия РФ террором и шантажом, которые, по его словам, "должны проиграть" вследствие скоординированных действий цивилизованного мира.

По словам Зеленского, решение России выйти из "зерновой сделки" было ожидаемо и предсказуемо: "На самом деле это не сегодняшнее их решение. Россия начала сознательно обострять продовольственный кризис еще в сентябре".

Действительно, РФ уже неоднократно заявляла о своей незаинтересованности продлевать "зерновую сделку", срок которой истекает 22 ноября. В Москве утверждают, что Россия не получила возможность поставлять на мировые рынки свою аграрную продукцию. Кроме того, якобы украинское зерно, экспортируемое в рамках сделки, направляется не в беднейшие страны – ради чего она, собственно, затевалась – а в богатые государства Европы. Последнее, разумеется, является враньем, что подтверждается фактами. Что касается трудностей для российского экспорта, то здесь, как говорится, претензии нужно предъявлять самим себе – кто же виноват, что в большинстве стран мира Россию и ее продукцию считают в высшей степени токсичной.

Одним из главных выгодоприобретателей зернового соглашения является Турция, которая сразу же после заявлений Москвы начала консультации с Россией с целью ее возвращения в сделку. Анонимный турецкий чиновник, которого цитирует Bloomberg, сообщил, что в этих переговорах "есть основания для оптимизма".

При этом позиция Анкары в данном вопросе, скорее всего, будет достаточно жесткой. Как пишет The Financial Times, Турция и некоторые другие страны, в частности, Саудовская Аравия, очень недовольны решением российского руководства. Издание отмечает, что выход из "зерновой сделки" может существенно охладить отношения России с этими странами, которые до сих пор проявляли к РФ определенную лояльность.

По своим каналам также ведет переговоры с Москвой ООН. Пока о каких-либо результатах неизвестно.

Мины замедленного действия

Тем временем, Украина, Турция и ООН согласовали на 31 октября план движения 16 судов в рамках "зерновой сделки", при этом Россию об этом решении уведомили.

Правда, речь идет о судах, которые сейчас находятся в турецких территориальных водах.

Тем не менее, как уточняет Министерство инфраструктуры Украины, 31 октября из трех портов Большой Одессы все же вышли 12 судов, на которых находятся 354,5 тысячи тонн аграрной продукции, предназначенной для стран Африки, Азии и Европы. При этом проход к украинским портам для загрузки разрешен четырем судам, яки накануне прошли инспекцию в Объединенном координационном центре, "включая представителей России".

Морской порт ОдессыФото: Wikipedia

Однако сейчас совершенно непонятно, как поведет себя в этой ситуации РФ.

По словам военного эксперта Михаила Жирохова, главную опасность для судов, следующих по "зерновому коридору", представляют мины, и российские корабли действительно задействуются в обеспечении прохода по этому коридору.

"Безопасность зернового коридора – это, прежде всего, минная безопасность, то есть мины, которые могут находиться в "зеленом зерновом коридоре". И, если был поврежден тральщик, то какая-то призрачная возможность того, что суда не будут находиться в безопасности, есть", - сказал он в комментарии "Апострофу".

По его словам, у Украины нет противоминных тральщиков, а другие страны, кроме России, не предоставили свои для обеспечения безопасности коридора.

При этом, как отмечает Жирохов, даже если один тральщик и был поврежден в результате взрывов в Севастополе 29 октября, у Черноморского флота РФ есть и другие тральщики, которые способны продолжать обеспечивать безопасность движения судов с зерном.

"Поэтому это (заявление России о выходе из сделки из-за повреждения кораблей, обеспечивающих безопасность прохождения судов по "зерновому коридору" – "Апостроф") – некоторое передергивание", - сказал эксперт.

Что касается информации Минобороны РФ о том, что пуск беспилотников, атаковавших корабли в Севастополе, был осуществлен с гражданского судна, то это, по словам Михаила Жирохова, "абсолютная чушь". "Запуски беспилотников, если они были надводные, осуществляются исключительно с берега. Учитывая, что борта на торговых судах огромные, запустить (беспилотник) просто нереально. Пока это просто на грани фантастики", - пояснил он.

Таким образом, если Россия не будет выполнять свои обязательства в рамках сделки, актуализируется опасность для судов со стороны мин.

При этом, как считает экономический эксперт Олег Пендзин, Россия может осуществить дополнительное минирование в Черном море. В разговоре с "Апострофом" он напомнил, что раньше мины обнаруживали и в районе Одессы, и даже вблизи Босфора.

"И это может стать достаточно большой неприятностью. Могут быть поставлены минные заграждения, которые приведут к потере судов", - говорит эксперт.

Однако, по его словам, вряд ли РФ будет в прямом смысле бомбить суда, идущие по "зерновому коридору".

"Сегодня Путин очень сильно заигрывает с Эрдоганом (президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган – "Апостроф"), а это будет прямым плевком (в лицо) Эрдогану. Поэтому, с моей точки зрения, они не бабахнут", - поясняет Пендзин.

На голодающих в Африке наплевать

Тем не менее, многие трейдеры могут прекратить отправку судов в украинские порты, пока Россия будет формально находиться вне "зерновой сделки". По словам Олега Пендзина, это связано с тем, что страховые компании из-за высоких рисков просто перестанут страховать суда на этом маршруте: "Если страховая компания не подтвердит страхование судна, никто не поедет".

Похоже, что именно этого и добивалась Россия, и ей просто нужен был повод для реализации своих давних планов.

"Это было абсолютно ожидаемо. К тому же, это определенный способ борьбы с конкурентом – россияне уже предложили заменить на рынках Ближнего Востока и Египта украинскую пшеницу своей", - говорит Олег Пендзин.

На новостях о приостановке участия РФ в соглашении, цены на зерно на мировых рынках мгновенно подскочили. Так, согласно информации Вloomberg, пшеница на бирже в Чикаго 31 октября подорожала на 7,7% (хотя позже рост цен скорректировался до 5,9%), кукуруза выросла в цене на 2,8%, соевое масло – на 3%. Очевидно, что это ударит по населению наиболее бедных стран Азии и Африки, о котором так печется Владимир Путин.

Украина также понесет ущерб. По словам Олега Пендзина, с прошлогоднего урожая не вывезли еще порядка 8 миллионов тонн зерна, при этом появилось уже зерно нового урожая, которое тоже нужно экспортировать.

"Уже на внутреннем рынке Украины поехали вниз закупочные цены на зерно (из-за туманных перспектив на экспорт - "Апостроф"). А, если фермеру сейчас не дать денег, он не посеет озимые", - поясняет эксперт.

Кроме того, сокращение экспорта – это всегда уменьшение притока валюты, что негативно сказывается на курсе гривны.

Тем не менее, ситуация пока не полностью безнадежная. Как отметил Пендзин, более половины всего экспорта зерна из Украины осуществляют несколько крупных международных компаний, которые из-за действий России могут потерять большие деньги: "Поэтому, я так понимаю, активный поиск выхода из этой ситуации будет не только со стороны Украины".

Однако, добавляет эксперт, шансы на возвращение РФ в "зерновую сделку" на сегодня представляются как минимальные.

Новини партнерів

Читайте также

Зерном и пшеном: кто и что стоит за польскими протестами

Проблемы с Евросоюзом польские фермеры пытаются решить за счет Украины

Они возвращаются: как остановить новую блокадную волну на границе Украины и Польши

Требования европейских перевозчиков и фермеров, которые блокировали границу с Украиной пока не выполнены, протесты могут возобновиться