RU  UA

суббота, 27 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35
Внешняя торговля

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Польша по зернышку клюет: почему страны ЕС запрещают аграрный импорт из Украины

Запрет не позволяет экспортировать зерно в третьи страны

Запрет не позволяет экспортировать зерно в третьи страны Фото: Pixabay

Польша и еще несколько стран Европейского Союза ввели запрет на импорт аграрной продукции из Украины. Он обусловлен желанием этих государств защитить своих фермеров, которые несут значительные убытки из-за дешевой украинской сельхозпродукции, однако он грубо нарушает правила мировой и региональной торговли, а также ранее достигнутые договоренности с Киевом. В ситуацию уже вмешалась Европейская комиссия, которая достаточно резко отреагировала на самодеятельность, в частности, Варшавы и Будапешта. "Апостроф" разбирался, как в ЕС возникла проблема украинского продовольственного импорта, как она скажется на украинских аграриях, а также есть ли пути ее решения.

Читайте также: Польша запретила импорт зерна и ряда продуктов из Украины: озвучена причина

Польша, Венгрия и Словакия временно запретили импорт зерна и другой аграрной продукции из Украины, а Болгария и Румыния рассматривают возможность введения аналогичных мер.

На скандальные решения о запрете украинского импорта уже отреагировали в Европейской комиссии. "Торговая политика является исключительной компетенцией ЕС, и потому односторонние действия неприемлемы. В такие сложные времена крайне важно координировать и согласовывать все решения внутри ЕС", - говорится в ее официальном заявлении.

Позднее агентство Reuters сообщило со ссылкой на неназванного еврочиновника, что послы стран ЕС на текущей неделе обсудят эту ситуацию.

Хуже всего то, что данный кризис разворачивается на фоне того, что российская сторона в Совместном координационном центре в Стамбуле, который действует в рамках "зернового соглашения", с 10 апреля блокирует проведение инспекций судов с украинским продовольствием, что еще больше усложняет осуществление отечественного экспорта.

В нарушение правил и договоренностей

Нельзя сказать, что решения упомянутых стран стали совсем уж неожиданными.

Дело в том, что с начала 2023 года против поставок украинского зерна на рынок ЕС протестовали европейские аграрии, в частности, румынские, болгарские, венгерские, словацкие и, особенно, польские. Они утверждают, что наличие украинской аграрной продукции на рынке сбивает их цены, что приводит к значительным убыткам.

Проблема оказалась настолько острой, что грозила омрачить визит президента Владимира Зеленского в Польшу, который состоялся 5 апреля.

Но как раз во время этого визита напряженность, связанную с украинским зерном, казалось, удалось снять. "Мы нашли выход", - заявил Владимир Зеленский на совместной с польским премьером Матеушем Моравецким пресс-конференции.

Позже стало известно, что Украина приостановит ввоз в Польшу пшеницы, кукурузы, рапса и подсолнечника. При этом министр сельского хозяйства Польши Роберт Телус уточнил, что это не будет касаться транзитных поставок украинской продукции.

Однако, судя по всему, Варшава запретила не только импорт, но и транзит украинской аграрной продукции. По крайней мере, об этом идет речь в заявлении Министерства аграрной политики и продовольствия Украины.

"Решение польской стороны противоречат нашим договоренностям… Неделю назад мы согласовали, что четыре культуры: пшеница, кукуруза, семена подсолнечника и рапса до 1 июля 2023 года будут идти через Польшу только транзитом. На этой неделе мы достигли ряда договоренностей для развития взаимовыгодного сотрудничества в области сельского хозяйства" и решение проблем логистики и согласовали текст Меморандума о взаимопонимании", - заявили в Минагрополитики.

Киев также предложил Варшаве в ближайшие дни урегулировать спорную ситуацию и решить вопрос транзита украинской агропродукции через польскую территорию.

Аналогичные проблемы обсудил министр агрополитики и продовольствия Украины Николай Сольский со своим венгерским коллегой Иштваном Надем. Согласно сообщению на сайте украинского министерства, Николай Сольский заявил о неприемлемости односторонних решений.

"Со своей стороны министр сельского хозяйства Венгрии заверил, что транзит для украинской агропродукции будет сохраняться и дальше, - говорится в пресс-релизе. - Стороны договорились провести консультации..."

Впрочем, польская сторона также заявляла, что на транзит ее запрет распространятся не будет, поэтому ситуация остается достаточно неопределенной.

Более того, на сегодня нет никакой уверенности в том, что аналогичные запреты на украинское зерно не введут некоторые другие страны.

"Зерновой коридор" не для всех

Решение запретить транзит украинской аграрной продукции особенно удивительно, поскольку Европейский Союз сам его инициировал.

Напомним, вскоре после начала большой войны ЕС решил помочь Украине с экспортом аграрной продукции, поскольку Россия заблокировала украинские морские порты, что сделало вывоз зерна и других товаров практически невозможным. Поскольку основные потребители нашей аграрной продукции находятся в странах Азии и Африки, многие из которых относятся к беднейшим в мире, такой шаг, помимо помощи Украине, также должен был решить проблему глобальной продовольственной безопасности.

Евросоюз организовал так называемые "коридоры солидарности", по которым украинская аграрная продукция перемещалась по железной дороге в европейские порты для дальнейшей отправки к местам назначения.

Нужно отметить, что поставки через Европу сохранились даже после того, как в конце июля 2022 года начал действовать "зерновой коридор" по Черному морю, поскольку он не в состоянии обеспечить весь отечественный экспорт.

Однако поставки через европейские порты, в частности, польские, влетают украинскому бизнесу в копеечку.

Как пояснил в разговоре с "Апострофом" руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский, перевозка продукции по железной дороге, не говоря уже об автомобильном транспорте, существенно увеличивает логистические расходы, к которым следует добавить всевозможные траты на перегрузку, простои и тому подобное.

"Кроме того, из польского порта доставить нашим основным покупателям, в частности, в страны Африки и Азии, - это совсем другое логистическое плечо. Если из Черного моря вы выходите в Средиземное море, и вы уже в Африке, то из польского порта, который находится на Балтийском море, нужно огибать полностью всю Европу, и потому путь становится намного более долгим и сложным и, соответственно, более дорогим, - говорит эксперт. - А, если мы говорим о Китае, который также является покупателем нашего зерна, то это уже совсем другие расходы".

Очевидно, что подобные траты многим украинским компаниям, особенно небольшим, не по карману.

Кроме того, мелкие фермерские хозяйства, можно сказать, лишены возможности отправлять свою продукцию на экспорт.

"Фактически, в рамках "зерновой инициативы" одесскими и дунайскими портами могут пользоваться крупные международные трейдеры, а они, в основном, возят свое зерно, которые они законтрактовали и хранили еще с прошлых урожаев. Новый урожай мелких и средних хозяйств в эти порты попасть не может. Более того, трейдеры установили крайне низкие цены на закупку зерна внутри страны, пользуясь своим квази-монопольным положением. В результате, нашим фермерам просто стало невыгодно продавать свое зерно за бесценок, - рассказал "Апострофу" экономист и финансовый аналитик Алексей Кущ. - И они начали продавать его "перекупам", задача которых – перевезти это зерно через границу и сбросить его на польском рынке по ценам чуть выше тех, по которым они его купили в Украине. Получается, что это – не экспорт украинского зерна на мировые рынки, а его переброска с внутреннего украинского рынка на внутренний польский".

Этому способствует режим либерализации торговли, временно введенный ЕС в июне 2022 года, который предусматривает отмену квот и таможенных пошлин на украинские товары при ввозе на территорию Евросоюза.

Фермеры идут в политику

Кстати, среди перекупщиков немало поляков.

"Они скупали украинское зерно и перепродавали его в своей стране, но дешевле (чем польское зерно), хотя все равно неплохо на этом зарабатывали, - говорит Илья Несходовский. - Это привело к тому, что внутренние цены там начали снижаться, и это снижение было достаточно существенным (за год более чем вдвое – примерно с 2000 злотых или 430 евро за тонну до менее 1000 злотых или 210 евро – "Апостроф"), и падение цен, соответственно, вызвало протесты польских фермеров".

Нужно отметить, что польские аграрии в своих проблемах винят не столько Украину, сколько свое же правительство, которое допустило такую ситуацию.

Однако они требовали запретить импорт украинской аграрной продукции, что, как видим, власти Польши (а вслед за ними и ряда других стран) и сделали.

Как известно, правительства стран ЕС крайне чувствительны к пожеланиям и тревогам своих аграриев, которые, заметим, в отличие от их украинских коллег, пользуются значительными льготами, как на национальном, так и общеблоковом уровне.

Что касается Польши, то вопрос украинского зерна стал еще и политическим. Осенью 2023 года в этой стране состоятся парламентские выборы, и правящая партия "Право и Справедливость" будет стараться удержать власть.

Сельские жители традиционно относятся к ядерному электорату "Права и Справедливости", и терять их поддержку партия явно не намерена - ее рейтинги и без того падают. К тому же ситуацией может воспользоваться "Польская селянская партия", имеющая неплохие шансы попасть в Сейм по итогам осенних выборов.

Поэтому, скорее всего, именно с этим связан столь радикальный шаг польского правительства.

В ситуации с украинским аграрным импортом у Польши как, впрочем, и у других стран, которые ввели или собираются ввести на него запрет, есть еще один немаловажный мотив, также политический. По словам Ильи Несходовского, он продиктован желанием выбивать из Брюсселя все новые и новые льготы для аграриев.

"Они (поляки) постоянно заявляли о необходимости поддержки фермеров. У них их много, и это не крупные предприятия, а, наоборот, малые, и их поддержка очень важна, - рассказывает эксперт. - Они и сейчас рассчитывают на разные подходы для того, чтобы что-то получить. То есть поляки хотят денег, и почему бы таким образом не надавить на Европейский Союз в том, чтобы он компенсировал их потери (вследствие падения цен на зерно)".

Учитывая вмешательство в ситуацию Еврокомиссии, вполне возможно предположить, что восточноевропейские страны в самом деле рассчитывали таким образом добиться от Брюсселя дополнительных преференций.

Борьба за рынки сбыта

Очевидно, что введенные запреты больно ударят по украинским аграриям. Как было отмечено выше, многие, прежде всего, мелкие сельхозпроизводители либо лишены возможности отправлять свою продукцию на экспорт, либо для них это нерентабельно, что вынуждает их продавать собранный урожай за бесценок, в результате чего отечественные продовольственные товары оказываются в приграничных странах. Введенные запреты лишат их и этой возможности.

Проблема станет особенно ощутимой в свете нового урожая, который появится в июле. Кстати, именно до начала июля введен запрет на украинский аграрный импорт, но его могут продлить.

Поэтому, чтобы минимизировать последствия запрета, украинское правительство должно обеспечить малым и средним фермерским хозяйствам доступ к портам, убежден Алексей Кущ.

"Для этого нужно было создать обычную цифровую платформу с квотным принципом, и чтобы эти квоты продавались на открытых электронных торгах", - пояснил эксперт.

Но правительству также нужно немедленно проводить переговоры, как со странами, которые ввели запрет, так и с Еврокомиссией, тем более что последняя планирует заняться этой проблемой.

При этом Илья Несходовский считает, что Украина не будет юридически оспаривать введенные запреты, чтобы не портить отношения с этими странами, особенно с Польшей.

"Скорее всего, будет следующим образом: для Польши увеличат какую-нибудь сельскохозяйственную дотацию, пересмотрят какие-то квоты, и соответственно они согласятся либо не продлевать запрет, либо вообще его снять. Надеюсь, что пойдут на определенную мировую", - говорит Несходовский.

Другие страны также рассчитывают на помощь со стороны Брюсселя.

По словам госсекретаря Министерства сельского хозяйства Венгрии Шандора Фаркаша, Будапешт ожидает, что Еврокомиссия примет общее решение, которое защитит европейских, в частности, венгерских фермеров. Если такого решения не будет, Венгрия продлит запрет на украинский импорт после 30 июня.

Таким образом, есть большие шансы на то, что нынешнюю ситуацию с импортом украинской аграрной продукции удастся разрешить, и все стороны придут к консенсусу.

Но это – тактический шаг, который необходим, но совершенно недостаточен, потому что стратегически наша страна должна бороться за рынки сбыта отечественной продукции.

"Кабинет министров должен инициировать переговоры с Европейской комиссией в связи с тем, что украинская экономика понесла беспрецедентные потери, Украина нуждается в том, чтобы на европейском рынке для нас был введен режим свободной торговли", - говорит Алексей Кущ.

Добиться таких условий будет достаточно сложно, предупреждает эксперт. Однако, по его словам, подобные преференции европейцы предоставляли, например, таким странам как Бангладеш и Камбоджа, и они завалили Европу дешевыми товарами пищевой и легкой промышленности. При этом ни Бангладеш, ни Камбоджа, в отличие от Украины, не находятся на передовом фланге защиты ценностей цивилизованного мира.

"В любом случае, дать нам удочку европейцам будет дешевле, чем постоянно покупать для нас рыбу", - резюмировал экономист.

Новини партнерів

Читайте также

Зерном и пшеном: кто и что стоит за польскими протестами

Проблемы с Евросоюзом польские фермеры пытаются решить за счет Украины

Они возвращаются: как остановить новую блокадную волну на границе Украины и Польши

Требования европейских перевозчиков и фермеров, которые блокировали границу с Украиной пока не выполнены, протесты могут возобновиться

Польские "качели": что происходит на границе

Украина может воспользоваться переговорами о вступлении в ЕС для решения проблемы блокирования границы польскими перевозчиками