Долгая эпопея с приватизацией химического гиганта ПАО "Одесский припортовый завод" вышла на финишную прямую - уже летом завод может быть продан. Однако за 3 месяца до конкурса возникла инициатива уменьшить доходы завода и признать его монополистом. Это может свидетельствовать о попытке уменьшить продажную цену предприятия и даже поставить под сомнение сам конкурс.
Миллиардная приватизация
Глава Фонда государственного имущества (ФГИ) Игорь Билоус заявил, что конкурс по приватизации завода состоится уже этим летом. Предварительная дата объявления конкурса - 30 мая, а уже 30 июня может состояться сам аукцион.
Долгожданная продажа имеет значение как в финансовом, так и в имиджевом плане. Оценки стоимости ОПЗ колеблются от $0,6-1 млрд (15,9-26,5 млрд грн). Эта сделка позволит практически полностью выполнить или даже перевыполнить план по приватизации ФГИ на 2016 год, составляющий 17 млрд грн.
Чтобы расширить круг претендентов на покупку, ФГИ снизил размер гарантийного взноса до 5% с 20% от начальной цены. В числе возможных претендентов - серьезные иностранные компании: Yara, IBЕ Trade, Koch Fertilizers, CF Industries и Ciech. В конкурсе также могут принять участие и украинские олигархи - Дмитрий Фирташ и Игорь Коломойский.
Монополист ли завод
Но, как оказалось, с перспективами быстрой приватизации не все гладко. В преддверии конкурса в СМИ началась кампания по обвинению завода в монополизме. "Центр исследований корпоративных отношений" опубликовал анализ, в котором утверждается необходимость признать завод естественным монополистом. А через 2 недели - еще один, в котором говорится о необходимости снизить тариф на перевалку аммиака заводом с $16 до $10,25 за тонну.
До начала приватизации Антимонопольный комитет должен вернуть предприятие в перечень монополистов, считают в Центре, и установить госконтроль над его тарифами. "Действия нынешнего руководства ОПЗ, а также будущего собственника в вопросе установления экономически необоснованных тарифов на перевалку аммиака уже наносят вред государству и в будущем могут привести к серьезным негативным последствиям", - заявил вице-президент Центра Вячеслав Бутко.
.
Признаки монополизма ОПЗ по версии ЦИКИ
В 2005 году ОПЗ уже был включен в перечень естественных монополий из-за доминирования на рынке предоставления услуг по перегрузке аммиака. Но позже завод из перечня исключили.
"В 2011 году было изменено антимонопольное законодательство. ОПЗ был исключен из списка естественных монополий. Туда вошли только предприятия ЖКХ, энергетики и инфраструктуры. Списки же других монополистов, насколько нам известно, не составляются. Если АМКУ обнаруживает признаки злоупотребления монопольным положением либо признаки сговора, он на это реагирует", – объяснили позицию ФГИ в пресс-службе ведомства.
Но эксперты Центра представляют свои аргументы. "ОПЗ является монополистом в оказании услуги по приему, охлаждению, хранению и перегрузке жидкого аммиака, поскольку кроме ОПЗ такие услуги в нашей стране никто не представляет. Завод соответствует признакам, которые определяет для монополии законодательство: конкуренты отсутствуют; доля продаж в рыночном спросе и доля производства в рыночном предложении - 100%; близкие по качеству и полезности заменители продукции либо услуг также отсутствуют; рыночная власть – абсолютная", - подчеркивает Бутко. Именно монопольное положение, по его мнению, позволило руководству ОПЗ в 2014-2015 годах повысить тариф на перевалку аммиака более чем в 4,5 раза (с 79 грн до 380 грн), или на 65% в долларах - с $9,7 до $16 за тонну. С Бутко соглашаются и некоторые юристы.
"Реальной конкуренции ОПЗ нет, и им контролируется намного больше 35% рынка", - считает управляющий партнер Suprema Lex Виктор Мороз.
Такого же мнения придерживаются и аналитики. "Очевидно, ОПЗ является монополистом по перевалке аммиака в Украине, а значит его деятельность и тарифы необходимо контролировать, иначе есть угроза злоупотребления монопольным положением", - считает аналитик "Конкорд Капитал" Александр Паращий.
Однако АМКУ уже отреагировал на ситуацию - рассмотрел жалобы потребителей, указывающих на факт злоупотребления монопольным положением со стороны ОПЗ, и выступил с рекомендацией снизить тариф на перевалку аммиака до экономически обоснованного уровня. В результате тариф был снижен с $16 до $13.
Снижение тарифов выгодно Коломойскому, Фирташу и россиянам
Авторы исследований подчеркивают, что снижение тарифа пойдет на пользу заводу - сделает перевалку привлекательной, увеличит объемы и поступления в бюджет.
"Приведение тарифов на услуги по перевалке аммиака к экономически обоснованному уровню соответствует интересам государства. Во-первых, позволит сделать экономически привлекательной услугу, чем будет способствовать возможному увеличению объемов транзита аммиака и росту отгрузки аммиака в порту "Южный". В итоге увеличатся поступления в госбюджет в общем и поступления валютной выручки в частности, - подчеркнул Бутко. - А во-вторых, если это произойдет, то станет редким примером качественного выполнения государственными органами своих обязанностей".
Бутко утверждает, будто снижение тарифов снизит убытки госпредприятия "Укрхимтрансаммиак", но эксперты это опровергают. "Убытки "Укрхимтрансаммиака" связаны с тем, что его тарифы на транспортировку аммиака не пересматривались уже 14 лет, и с тем, что предприятие потеряло одного из главных клиентов — "Стирол", - уверен Паращий.
Нельзя исключить, что появление исследований - скорее лоббистская кампания в пользу олигархов-владельцев химпредприятий, а не защита свободного рынка и интересов государства.
Перевалку аммиака на ОПЗ проводят 3 субъекта: "Азот" (Черкассы) и "Ровноазот" (принадлежат Ostchem Дмитрия Фиташа, "Днепроазот" (принадлежит группе "Приват" Коломойского-Боголюбова) и "Тольятти-Азот" (Владимир Махлай, Дмитрий Мазепин, Россия). Ущерба государству от нынешних тарифов нет - объемы перевалки говорят о том, что действующие тарифы покупателей удовлетворяют. Почему госпредприятие должно дотировать бизнес олигархов - загадка.
На вопросы "Есть ли расчеты, к какому росту прибыли государства приведет снижение тарифов? И кто из 3-х поставщиков намерен увеличить объем перевалки?" - авторы исследования ответить не смогли. "Днепроазот", "Остхем" и "Тольятиазот" также не подтвердили готовность увеличить перевалку в случае снижения тарифов. А значит несостоятельным является и аргумент об увеличении отчислений в связи с ростом перевалки.
"ОПЗ может переваливать до 50 тыс. тонн своего аммиака в месяц. А мы — по 3-4 тыс. тонн 2 раза в год (в январе и августе). Для "Днепроазота" экспорт аммиака — не главное направление. Мы перерабатываем аммиак в карбамид и его продаем. Но даже если мы продаем аммиак в периоды низкого спроса на удобрения, то в первую очередь ищем покупателей в Украине. Если не находим, то ищем их в странах, с которыми у нас сухопутное сообщение (Беларусь, Польша, Словакия). Дело в том, что там цена обычно на $15 больше. И только если мы и там не находим покупателей, отправляем аммиак морем. Даже если уменьшат тариф до 0 или будут доплачивать нам по $1 за тонну, все равно это не так выгодно, как экспорт в ЕС. Еще хотел бы добавить, как гражданин Украины. Если ОПЗ переваливает свой и российский аммиак, то зачем, собственно, украинский завод должен делать скидку российским производителям?" - пояснил заместитель коммерческого директора ПАО "Днепроазот" по торговле Андрей Семич.
Схожей позиции придерживаются и в химическом холдинге Фирташа. Определяющей для решения об экспорте в Ostchem является цена мировых рынков. Хотя уменьшение логистических расходов холдинг воспринял бы одобрительно, но скидка не приведет к увеличению перевалки при нынешних ценах.
"Как бизнес, мы очень заинтересованы в снижении тарифов на перевалку аммиака. Объёмы перевалки, в первую очередь, зависят от цен на мировом рынке. Цены – ключевой фактор. Но цена перевалки существенно влияет на финальную цену, которую мы можем предлагать покупателям за рубежом. Цена логистики не определяющая, но существенная составляющая финальной цены, - пояснили в пресс-службе Ostchem. - У нас нет сомнений в том, что цена перевалки на ОПЗ должна четко регулироваться государством, поскольку речь идет о монополии. Если цены на перевалку будут сильно завышены, то это может негативно влиять на всю украинскую индустрию, даже поменять структуру производства. К примеру, заводы могут вынудить больше производить аммиачной селитры или карбамида, если торговать аммиаком будет не выгодно из-за дорогой перевалки".
Опровергли возможность увеличения перевалки в обмен на скидки и в ОПЗ: "Стоимость перевалки настолько несущественна, что не может влиять на рынок", - подчеркнул первый заместитель директора предприятия Николай Щуриков.
Таким образом, снижение цены перевалки скорее увеличит доход украинских и российских олигархов и принесет убытки государству, поскольку стоимость станет ниже, а увеличения объемов перевалки не произойдет.
"Выгоднее работать с низкими тарифами. Фирташ и Коломойский в этом, думаю, заинтересованы", - считает глава Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
"Те химические предприятия Украины, которые не подключены к аммиакопроводу, больше всего страдают от высоких тарифов на перевалку на ОПЗ, так как для них транспортные затраты и без того выше, чем для химзаводов с выходом на аммиакопровод", - поясняет Паращий.
Стоит отметить, что единственным не подключенным к аммиакопроводу заводом является "Днепроазот".
Антимонопольное расследование может повлиять на приватизацию
Может ли инициатива признать ОПЗ монополистом, которую продвигают авторы исследований, повлиять на приватизационный конкурс? Часть экспертов полагает, что вряд ли, другая - что серьезные основания говорить об этом есть.
"Маловероятно, что АМКУ осмелится открыто регулировать тарифы до приватизации, так как это может создать негативный фон для самого процесса приватизации", - считает Паращий.
"На процесс приватизации точно повлияет, поскольку инвестору придется это учитывать при планировании своей работы в условиях монополии и контроля государства, - уверен Корольчук. - Даже может вызвать недовольство среди желающих компаний, поскольку в условиях контролируемой демократии этим компаниям придется, возможно, даже после приватизации "делиться" с властью".
"Признание монополистом не влияет напрямую на процесс приватизации, но привлечение ОПЗ к ответственности за злоупотребление монопольным положением может снизить стоимость предприятия", - считает Виктор Мороз.
В неофициальной беседе представители ФГИ также признают, что хотя с юридической точки зрения разбирательство вокруг монопольного статуса не является препятствием конкурсу, но фактически это может вызвать дополнительную настороженность потенциальных покупателей.
Целей антимонопольного разбирательства может быть две. Как минимум — повысить доходность собственников азотных заводов, особенно - "Днепроазота" за счет снижения тарифов на перевалку и получения гарантий их стабильности. Цель максимум — дискредитировать конкурс, отпугнув потенциальных покупателей для того, чтобы купить ОПЗ по низкой цене либо заблокировать продажу вовсе. Ведь компания Игоря Коломойского "Нортима" уже однажды - в 2009 году - выигрывала конкурс по его приватизации, но затем его отменили. Причем сам Коломойский считает отмену результатов конкурса нелегитимной.
"Очевидно, что расследование негативно повлияет на приватизацию. АМКУ работает не так уж быстро. Это многомесячный процесс. И если конкурс пройдет до конца расследования, — это бросит тень на конкурс и вызовет нервозность у потенциальных инвесторов, - считает Щуриков. - Еще больше сомнений из-за того, что в СМИ была информация о том, что "Центр исследования корпоративных отношений", скажем так, не чужд интересам бенефициара компании "Нортима". То есть похоже на то, что претендующая на завод украинская ФПГ пытается распугать потенциальных иностранных конкурентов на конкурсе, чтобы купить завод по заниженной цене".