Правительство намерено оценить результаты эксперимента по снижению ставки единого социального взноса (ЕСВ), принятого по инициативе Кабинета министров за несколько дней до нового года. Премьер-министр Арсений Яценюк не исключает, что в профильный закон будут внесены очередные изменения. Спустя месяц работы по новым правилам, бизнес оценивает принятую реформу по снижению давления на фонд оплаты труда не иначе как имитацией реформ. А депутаты уже зарегистрировали новую версию изменений в систему налогообложения ЕСВ.
Премьер-министр Арсений Яценюк на заседании национального совета реформ заявил, что правительство в качестве эксперимента попробовало изменить систему налогообложения единым социальным взносом. «Думаю, что в этом вопросе необходимо еще раз проанализировать, подумать и взвесить, удался ли этот эксперимент позитивно или все-таки в него необходимо вносить изменения»,– сказал он. Принятая в парламенте ночью за несколько дней до нового года так называемая реформа, предполагающая снижение нагрузки на фонд оплаты труда, вызвала массу критики со стороны бизнеса и экспертов. Как известно, изменения писались можно сказать «на коленке», и в результате депутаты так до конца и не поняли, за что они проголосовали. Хотя за поправки в закон «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» проголосовали 268 народных депутатов. В ночь голосования господин Яценюк заверил парламентариев, что все согласованные предложения помогут вывести зарплаты из тени и снизят налоговую нагрузку на работодателей.
В итоге с 1 января тот бизнес, который выполняет ряд условий, может применять понижающий коэффициент – 0,4 к нынешней ставке ЕСВ в 41%. Среди критериев – база начисления должна в 2,5 раза превышать средний показатель начисления ЕСВ за 2014 год, средняя зарплата на предприятии должна увеличиться минимум на 30% по сравнению с 2014 годом, средний платеж на одного застрахованного сотрудника после применения коэффициента должен составить не менее 700 грн, а также средняя зарплата должна составлять не менее трех минимальных зарплат. По словам главы комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлии Дроговоз, лишь незначительное количество предприятий в нынешних катастрофических экономических условиях могут воспользоваться такими предложениями от правительства и Верховной рады. Поэтому это лишь имитация реформы, а не действительно возможность детенизации зарплат. Хотя в Министерстве финансов признают, что в большей степени данные изменения были направлены на бизнес, выплачивающий зарплаты в «конверте», а не на предприятия, работающие «в белую».
Директор департамента доходов и сборов с физических лиц Государственной фискальной службы (ГФС) Александр Ревчук поясняет, что до принятия и согласования новой инструкции и порядка отчетности налоговые органы намерены применять отчетность, имеющуюся на сегодняшний день. «Это доведено до всех территориальных подразделений органов ГФС»,– отмечает он. В то же время в ГФС уже говорят и о потенциальных поправках в закон. В частности, по словам директора департамента методологической работы по вопросам налогообложения ГФС Нелли Приваловой, речь идет о пересмотре ряда критериев. Не исключено, что условие повышения зарплаты для применения понижающего коэффициента к ставке ЕСВ может быть снижено с 30% до 20%. Базой исчисления предлагается не общий фонд оплаты труда по предприятию, а базы начисления ЕСВ на одного застрахованного человека. Кроме того, в частности, размер ЕСВ на одного наемного сотрудника планируется снизить до 450 грн.
Следует отметить, что все эти предложения уже изложены в законопроекте №1863, рекомендованном депутатами большинства. Именно эти нормы, уверены авторы инициативы, учитывают интересы государства и бизнеса.