Министерство финансов анонсировало порцию правок в Налоговый кодекс. Под форматирование попадут акцизы, рентные платежи и налогообложение доходов. В Минфине вынуждены менять правила из-за проблем с администрированием налогов и завышенными ожиданиями по сборам в бюджет. Начиная подготовку изменений в Налоговый кодекс, Кабинет министров вынужден исправлять свои же ошибки. В прошлом году парламент с подачи правительства уже провел одну реформу, нарвавшись на критику бизнеса. Эксперты уверены, что исправлять изъяны нужно, но только не так, чтобы реформа в очередной раз завершилась принятием единоличных инициатив правительства. Чтобы держать читателей в курсе происходящего, «Апостроф» открывает серию публикаций о фискальных наработках правительства.
Акцизы вызвали сомнение
Одно из наиболее вероятных направлений налоговой реформы ‒ это акцизы. Точнее, их пересмотр. С нового года вступил в силу 5-процентный сбор с розничных продаж подакцизных товаров, в частности, табачной и алкогольной продукции. Это местный налог, введенный в дополнение к общеукраинскому. Профильные парламентские комитеты спустя менее трех месяцев действия акциза поставили перед Минфином вопрос о пересмотре условий взимания этого налога, аргументируя это тем, что и фискальные органы, и сами предприниматели столкнулись с проблемой администрирования акциза. Акциз, по сути, не взимается в магазинах без кассовых аппаратов. При этом торговцы, имеющие кассовую технику, вынуждены работать в неравных условиях, продавая сигареты и алкоголь по более высокой цене с учетом 5-процентной «наценки». «Нужно налог либо отменить, либо думать о том, чтобы сузить до предельного количества плательщиков, которых государство в состоянии проверить и которые готовы работать прозрачно»,‒ считает партнер налогового и юридического отдела PwC Вячеслав Власов. В этом вопросе Минфину придется поломать голову, так как отмена акциза нарушит баланс местных бюджетов, утвержденных на текущий год с расчетом получить доходы за счет нового сбора.
Зарплаты выведут на свет
Еще одно направление грядущей реформы ‒ снижение нагрузки на фонд оплаты труда. Предыдущая реформа Единого социального взноса (ЕСВ), проведенная в конце декабря прошлого года, оказалась незавершенной. Уже в марте по инициативе депутатов пришлось повторно вносить правки в закон, так как предыдущая редакция ограничивала бизнесу доступ к снижению ставок налога. Однако и доработанная редакция оказалась недостаточно эффективной для достижения главной цели, а именно – вывести зарплаты из тени и тем самым увеличить объем поступлений в госбюджет. По мнению председателя комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Романа Насирова (Блок Петра Порошенко), эффект будет только при одновременной реформе ЕСВ и налога на доходы физлиц (НДФЛ). «Вместе налог не должен превышать 35%. Это даст возможность вывести "из тени" и в абсолютном выражении увеличить поступления в бюджет»,– уверен Насиров.
Кто богаче, тот и платит
Если нагрузку на фонд оплаты труда хотят снизить, то налогообложение для состоятельных украинцев наоборот планируют повысить. Это станет ноу-хау налоговой реформы. По словам замминистра финансов Елены Макеевой, такие рекомендации представили эксперты МВФ. Это же касается налогов на имущество. «Необходимо постепенно отменять освобождение от налогообложения и поднимать ставки налога, расширять базу налогообложения, как это существует в мировой практике»,‒ заявила Макеева. В этом свете министерство сохраняет планы взять под контроль доходы граждан, чему должно предшествовать так называемое «нулевое» декларирование. Процедура предполагает, что всем, кто не задекларирует свои доходы, фискальные органы насчитают стоимость активов в размере 200 тыс. грн. Такой механизм рассматривали в прошлом году. В дальнейшем это будет отправная точка для контроля за доходами и расходами граждан. В Минфине пообещали доработать механизм, чтобы сгладить возможное социальное напряжение.
Фермеры лишатся льгот
Лейтмотивом грядущей налоговой реформы станет сокращение налоговых преференций для отраслей и отдельных компаний. В частности, своих льгот лишатся аграрии. На этом настаивает МВФ. «В первую очередь, мы должны создать равные условия налогообложения без льгот и исключений в общих правилах»,‒ сказала Макеева. В этой связи Минфин будет инициировать отмену специального режима НДС для сельхозпроизводителей. Пикантности ситуации добавляет тот факт, что в коалиционном соглашении, подписанном в прошлом году членами парламентского большинства, предусмотрено сохранить действующую систему налогов для сельхозпроизводителей вплоть до 2018 года. Без горячих дискуссий в сессионном зале наверняка не обойдется.
Газовикам пойдут навстречу
Еще одна рекомендация от МВФ при проведении налоговой реформы касается регулирования рынка добычи газа. Очень вероятно, что для компаний этой отрасли налоговая нагрузка будет снижена. «Ставки рентных платежей слишком высокие»,‒ подтвердила Макеева. Чиновник не сказала, до какого уровня запланирован пересмотр рентных ставок, уточнив, что «есть разные модели, которые применяются в мире».
Нужно отметить, что сейчас в нашей стране действуют одни из самых высоких рентных ставок. Есть вероятность, что вместе со снижением ставок будет изменен принцип налогообложения добычи. Например, вместо фактически добытого газа или нефти облагать налогом будут непосредственно финансовый результат после реализации. Это один из вариантов, который уже с 1 апреля начнет изучать рабочая группа при правительстве, в состав которой вошли представители профильных министерств, депутаты и добывающие компании. Напомним, что на снижении ставок и пересмотре условий налогообложения добычи нефти и газа еще в прошлом году настаивал МВФ, предупредив правительство о возможных негативных последствиях для отрасли. При этом в министерстве, наоборот, рассчитывали собрать дополнительные платежи в госбюджет после повышения ставок в конце июля прошлого года. Но вместо запланированных 20,3 млрд грн по итогам 2014 года за счет повышенной ренты получили 18,1 млрд грн и агрессивно настроенных участников рынка.
Фискальная революция
Понимая, что не все инициативы будут восприняты с пониманием, в Минфине обещают отойти от фискального принципа работы с налогоплательщиками. «Мы признаем, что администрирование налогов характеризуется низкой эффективностью и высокой коррумпированностью, негативным отношением со стороны общества»,‒ отметила Елена Макеева. Чтобы «ломать систему через колено», в Минфине рассчитывают добиться для себя больше полномочий по части фискального контроля. В связи с чем, по словам Макеевой, рассматривается вариант перехода Государственной фискальной службы в непосредственное подчинение министерству.
Несмотря на проделанную работу в прошлом и отчасти в текущем году, налоговая реформа как таковая не состоялась. В прошлом году это было связано со спешкой в связи с необходимостью принимать госбюджет на новой налоговой базе. В этом году опять-таки спешили, чтобы принять необходимые законы для получения кредитов МВФ. Как отметил Вячеслав Власов, если правительство ставит задачу ввести те или иные правила с начала 2016 года, значит за полгода ‒ не позже конца июня, их следует обсудить с бизнесом, дав ему время подготовиться и оценить возможные нововведения. К тому же, по мнению эксперта, важно при подготовке законов устранить моменты субъективной интерпретации норм проверяющими органами и коррупционной составляющей.