В Верховной раде намерены отменить 5-процентный налог с розничных продаж подакцизной продукции – сигарет, спиртного и нефтепродуктов. Члены парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики готовят соответствующие правки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Но в Министерстве финансов настаивают на сохранении налога. Это не удивляет, поскольку акцизный сбор с розничных продаж, переданный местным бюджетам в рамках финансовой децентрализации, снял с правительства необходимость ежегодно искать и направлять миллиарды гривен субвенций на места для ремонта и строительства дорог. Впрочем, эксперты убеждены, что рано или поздно налог придется отменить, поскольку он противоречит законодательству Евросоюза, часть которого Украина обязалась имплементировать, подписав Соглашение об ассоциации.
Идея взимать дополнительные 5% при продаже табачной, алкогольной продукции и нефтепродуктов в конце прошлого года воплотилась в законодательную инициативу. Местные власти, по первоначальной задумке Министерства финансов, должны были сами решать, какую ставку они установят в пределах 2-5%. Несмотря на критику со стороны отраслевых компаний, Минфин настоял на принятии этой нормы, поскольку на тот момент властям важно было найти дополнительный ресурс для местных бюджетов. При этом местным властям решили не давать право устанавливать ставку меньше 5%, ведь муниципалитетам и так сократили процент отчислений с налога на доходы физлиц – бюджетообразующего для городов.
Передача акцизного налога на места также сняла с правительства необходимость искать деньги на ремонт дорог. В этом году, по прогнозным расчетам Минфина, поступления от акцизного налога составят 8,086 млрд грн. Ежеквартально при таком плане сбор должен составлять порядка 2 млрд грн. Но пока что темпы поступлений меньше почти в два раза.
В ответ на запрос «Апострофа» в пресс-службе Минфина сообщили, что по уточненным данным фактические поступления от акцизного налога с розничных продаж в январе-марте составили 1,157 млрд грн, в том числе ‒ в январе – 0,04 млн грн, в феврале – 353 млн грн, в марте – 804,6 млн грн. Впрочем, в министерстве уверены, что потерянное удастся наверстать. «Учитывая положительную динамику поступлений, до конца 2015 года ожидается выполнение годового показателя акцизного налога с розничных продаж в полном объеме»,– сообщили в пресс-службе.
Планы депутатов отменить сбор в Минфине официально комментировать не стали, но намекнули на свое отношение к инициативе: «Отмена акцизного налога с розничных продаж приведет к уменьшению доходов местных бюджетов и сокращению финансирования бюджетных программ». Кстати, упразднение акцизного налога нарушит баланс местных бюджетов. Ведь каждый регион за год потенциально может получить до 200 млн грн. Впрочем, уже возникла проблема с неравномерным распределением средств: одни города получают больше других. Например, Киев собрал в первом квартале десятую часть всех поступлений – 152,4 млн грн.
«В одном населенном пункте стоит пять автозаправочных станций, при этом община получает этот 5-процентный налог. А рядом есть другой населенный пункт, где нет автозаправочных станций, и он не получает этот налог»,‒ объясняет причину диспропорций директор департамента методологической работы по вопросам налогообложения Государственной фискальной службы Неля Привалова. Не определен до сих пор даже плательщик налога: оптово-розничные магазины (типа немецкого «МЕТРО») должны самостоятельно определять, является ли их покупатель «конечным» потребителем.
Кроме того, по словам директора отдела одной из табачных компаний Александра Когута, новый налог сложен в администрировании. «Одной из проблем является отсутствие кассовых аппаратов во многих розничных точках. Торговые точки с кассовыми аппаратами и без них с начала года работают в неравных условиях и реализуют табачную продукцию по разным ценам»,– объяснил он «Апострофу».
Прямых убытков для производителей и торговцев от нового налога, на первый взгляд, быть не должно, ведь все бремя дополнительных расходов легло на карман покупателя. Впрочем, как говорят эксперты, налог очень удивил потребителей. Если говорить о табачной продукции, то покупатели привыкли ориентироваться на максимальные розничные цены, указанные на пачках сигарет. Потому многие отказывались платить дополнительные 5%. К тому же, учитывая, несовершенство системы контроля, ритейлер может повысить цены на подакцизную продукцию на 5%, но уклониться от уплаты нового налога. В ответ на жалобы розничных продавцов фискальная служба до сих пор отменяет штрафы местных инспекторов «за продажу сигарет по ценам выше нанесенных на пачку», то есть, с добавлением 5-процентного розничного акциза.
«Новый налог усилил тенденцию к даунтрейдингу»,– отмечает Когут. Вместе с тем, по его словам, растет спрос на более дешевые нелегальные сигареты – контрабанду и контрафакт. Ссылаясь на данные компании TNS, эксперт сообщил, что в феврале контрабандные сигареты из Молдовы стоили в среднем 8,5 гривен, из России и Беларуси – 11,5 грн за пачку. А средневзвешенная цена пачки сигарет, с которой уплачены все налоги, составила 13,3 грн.
Некоторые из опрошенных экспертов называют акцизный налог дискриминационным. Как сказано в исследовании Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), подготовленном в рамках проекта «Европейская интеграция: оценка влияния Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС», Налоговый кодекс и так предусматривает уплату акциза при производстве и ввозе подакцизной продукции. Потому введение акциза с розничной торговли – это не что иное, как двойное налогообложение.
По словам экономиста МЦПИ Ангелы Бочи, это противоречит основным принципам налогообложения и Директивам ЕС, которые Украина должна имплементировать в соответствии с Соглашением об ассоциации. Эксперт обратила внимание на то, что, в соответствии с СА, Украина в будущем должна значительно поднять акцизный налог на табачные и алкогольные изделия: «Например, сейчас в Украине средняя ставка акциза составляет около 12 евро на 1000 сигарет, тогда как в ЕС с 1 января 2014 года для большинства стран-членов минимальная ставка равна 90 евро. Такого уровня должна достичь и Украина». Поскольку местные советы и так лишь формально голосуют за 5-процентный налог, уже установленный на национальном уровне, государство сможет стабилизировать поступления местных бюджетов, просто передав им дополнительные поступления от повышенных общенациональных ставок одновременно с отменой спорного местного акциза.
В качестве альтернативы 5-процентному сбору в Минфине уже рассматривается введение налога в размере 1% на всю продукцию, которую реализуют розничные торговцы. По оценкам нардепов, это может принести все те же 8-9 млрд грн в год в городские бюджеты. Хотя суть подобного налога такая же, как и у действующего – он противоречит европейскому налоговому законодательству. Правда, есть еще один вариант – вернуть муниципалитетам отобранную в госбюджет часть подоходного налога, чему Минфин вряд ли обрадуется. К тому же, это будет означать возврат на исходную позицию реформы бюджетной децентрализации.