В 2016 году столичный рынок такси стал не только полигоном для борьбы между крупными компаниями-агрегаторами, которые только зашли в Киев, и классическими таксопарками, работавшими там ранее, но и "яблоком раздора" для самих новых операторов. Поскольку в борьбу за долю рынка вступили сразу несколько крупнейших компаний.
Темная сторона
Согласно данным Министерства инфраструктуры за 2016 год, более 85% участников всего украинского рынка такси ведут свою деятельность вне правового поля. И Киев не является исключением. По приблизительным подсчетам экспертов, в столице работает около 20 тыс. таксистов. Из них половина - занимается этим профессионально, остальные – подрабатывают извозом время от времени.
"Действительно есть проблема: большая часть всех перевозок такси находится в тени, новые рабочие места не создаются, не уплачиваются налоги, не всегда качество таких услуг и безопасность пассажиров на нужно уровне", – отметил замминистра инфраструктуры Дмитрий Роменский.
По его словам, ситуацию должен был исправить законопроект №3107 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты, касающиеся урегулирования работы такси, легковых автомобилей на заказ и информационно-диспетчерских служб", направленный в Верховную Раду еще в октябре прошлого года, но так до сих пор и не принятый.
Документ предусматривает снижение стоимости лицензии для таксистов до 10% от ее нынешней стоимости (до 150 грн) и легализацию тех людей, которые работают в тени по договору с информационно-диспетчерскими службами, в т.ч. через мобильные приложения. Лица, которые зарабатывают, подвозя пассажиров на своем авто, должны платить только налог с полученного дохода или единый налог, по простой и удобной процедуре.
Следует напомнить, что еще в начале 2016 года немногочисленные представители легальных таксопарков выходили под стены КГГА с требованиями принять меры по урегулированию правил ведения бизнеса в таксомоторном секторе, поскольку им "угрожают" не только нелегальные перевозчики, но и крупные компании-агрегаторы, которые начали активно осваивать столичный рынок.
"Мы требовали и требуем от киевской власти признать такси городским транспортом и разобраться с ситуацией на рынке. Например, оборудовать официальные места парковок на вокзалах и в аэропортах, а также разобраться с нелегалами, которые сильно влияют на рынок, сбивая расценки, из-за чего легальные службы несут убытки", – поделился своими соображениями глава Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк.
По его словам, к концу 2016 года ситуация в отрасли ничуть не улучшилась, а с приходом на рынок компаний Uklon, Uber, Яндекс.Такси, Taxify и прочих - лишь усугубилась. И без вмешательства на законодательном уровне ее вряд ли удастся разрешить.
К сожалению, реформы на рынке таксомоторных перевозок так и не были проведены, а законопроект №3107 был отправлен на доработку.
"Над законопроектом работало сразу несколько команд, видимо, поэтому в тексте обнаружились различные несоответствия и противоречия, что заставило законодателей отправить проект на доработку", – пояснил отзыв проекта юрист Константин Сторожук.
Спрос рождает предложение
В то же время сложности, раздражающие классические таксомоторные компании, очевидно, не пугают современные мобильные сервисы. Только в 2016 году на рынок Киева вышло сразу несколько мощнейших компаний. Правда, их приход повлек уже другие проблемы – обострившуюся конкуренцию в сегменте онлайн-сервиса вызова такси.
Напомним, первым онлайн-сервисом вызова такси в Киеве стал ресурс Uklon. С момента начала своей работы в 2010 году компания выпустила специальное приложение для мобильных телефонов, а в 2011-м – для смартфонов. В 2012 году было запущено первое приложение для мобильной операционной системы Android, в 2013-м — для операционной системы iOS.
Украинская компания Uklon на несколько лет опередила приход иностранных онлайн-сервисов такси, что дало им возможность закрепиться на столичном рынке и со временем открыть филиалы практически во всех крупнейших городах Украины.
"Каждый день Uklon получает в среднем около 3 тыс. запросов на вызов (все зависит от дня недели и некоторых иных локальных факторов), но часть запросов идет от потенциальных клиентов, которые не собираются куда-то ехать, а лишь желают оценить условия компании и ознакомиться с тарифами", – рассказывает менеджер Uklon Виктория Ковальчук.
Однако, в 2016 году на горизонте замаячили конкуренты. И это были не какие-то мелкие никому не известные компании, а всемирно известные корпорации, в числе которых особо выделялся американский онлайн-сервис Uber.
Uber вышел на украинский рынок 30 июня 2016 года. Американский онлайн-сервис уже зарекомендовал себя во всем мире, как "убийца таксомоторных профсоюзов", поскольку служба достаточно легко занимала место на рынке, вытесняя традиционные компании такси, работающие по старинке. Жертвами американского онлайн-сервиса нередко становились и недостаточно опытные игроки, использующие те же методы работы, что и Uber.
По мнению менеджера по коммуникациям Uber Евгении Шиповой, компания успешно закрепилась на украинском рынке, сделав ставку на сегмент элит-такси.
"Чаще всего у наших водителей своя машина, в хорошем состоянии. Время подачи автомобиля – 3-5 минут (в центре). Многие используют Uber в качестве подработки по вечерам и ездят всего пару часов в день. Но выгоднее работать в компании полноценно. Выходя на украинский рынок и рассматривая потенциальную группу клиентов, мы рассчитывали на представителей среднего класса, которые, в первую очередь ценят комфорт", – рассказала Шипова.
Грязные методы
Вслед за Uber на украинский рынок услуг такси пришли компании из России (Яндекс.Такси), Словакии (Hopin), Эстонии (Тaxify), а также ряд компаний поменьше (как из Украины, так и из других стран). Принцип работы большинства этих компаний является схожим и основывается на сборе заказов от пассажиров через собственные программные ресурсы и предоставление этой информации перевозчику. Прибыль компании получают в виде процента от каждого выполненного заказа. Но, как это часто бывает, методы конкурентов не всегда укладываются в понятия честного соперничества, а погоня за клиентами перерастает в откровенный демпинг, переманивание водителей и пр.
"Яндекс.Такси, у которого минимальная поездка стоит 15 грн, за каждый заказ доплачивает водителю 30 грн, и неважно, сколько он проехал. Это такси активно работает себе в убыток, но тем самым пытается завоевать рынок", – рассказал "Апострофу" на правах анонимности один из таксистов.
По его словам, когда такси зашло на рынок, у него изначально были такие же расценки, как в Uber или Uklon – 4,5 грн км. Подача – 25 грн. Но потом ситуация изменилась, и Яндекс.Такси более агрессивно приступил к завоеванию рынка.
В Яндекс.Такси же нам уточнили, что на самом деле на старте минимальная поездка стоила 15 гривен за первые 2 километра пути (а не 25 гривен), в то время как у Uber только стоимость подачи составляла 25 грн, а у Uklon - 35 грн.
"Стоимость за каждый следующий киломентр совпадала - 4,5 гривни. Позднее мы скорректировали тариф. Актуальный тариф сейчас такой: 25 грн за первые 2 км пути + 0,3 грн/мин, далее – 4,5 грн/км и 0,3 грн/мин" - уточнили в пресс-службе сервиса.
Помимо демпинга, недолюбливают Яндекс.Такси еще и за российское происхождение. Из-за этого многие призывают к бойкоту сервиса. Например, один из конкурентов Яндекс.Такси объявил охоту на тех водителей, кто одновременно сотрудничает и с ним, с последующим отключением таких водителей от своих систем.
Представители Яндекс.Такси не отрицают, что им приходится решать финансовые задачи по удержанию тарифных рамок. Но действуют они исключительно в рамках закона, так же, как и другие игроки на рынке таксомоторных перевозок.
Водители, работающие на разные компании, не отрицают, что им доплачивают за выезд, но многие из них говорят, что это оправдано.
"Если бы мне не добавляли 15-20 грн за заказ – эта функция легла бы на плечи пассажиров. А то, что говорят против Яндекса, так это больше политика, чем какие-то нарушения. Тем более, что и у других компаний аналогичная ситуация. Разве что Uber не доплачивает своим водителям, но там все по американской системе, все проходит по безналу, да и повышение коэффициентов расчета позволяет нормально зарабатывать", – делится своими соображениями киевский таксист Виктор Иванович, предпочитающий работать сразу с несколькими операторами и не видящий в этом ничего плохого.
Его коллега - таксист из Борисполя Андрей, дожидающийся неподалеку вызова от клиента, на вопрос об условиях труда добавил, что нынешняя ситуация на рынке услуг такси в любом случае не отличается перспективами большого заработка. Его доход "чистыми" за один день составляет примерно 100-500 грн (в зависимости от везения и массы дополнительных условий). Он работает таксистом менее года, а на работу устроился через сайт. Ему даже не пришлось лично встречаться с диспетчером. По телефону ему назвали адрес сайта, с которого нужно скачать бесплатную программу на смартфон, а затем там же заполнить анкету, где просто указать марку автомобиля, номер и цвет, а также свои ФИО и контактные данные. Через полчаса пришло SMS-сообщение с данными, которые нужно ввести в скачанное приложение: ip-адрес, логин и пароль. Чтобы начать работу, достаточно указать в приложении, в каком квадрате находится авто, и ждать заказы.
Последствия и прогнозы
"Запуск таких сервисов как Uber и Яндекс.Такси заставил задуматься существующие на рынке службы такси о качестве услуг и повышении сервиса. Например, по результатам опроса, проведенного компанией Active Group в первой половине 2016 года, стало известно, что более половины киевлян недовольны существующим сервисом такси. На сегодняшний день ситуация существенно улучшилась", – высказал свое мнение относительно усилившейся конкуренции на рынке руководитель проекта Андрей Еременко.
Эксперты отмечают, что в 2017 году кардинального изменения ситуации на рынке таксомоторных перевозок ожидать не стоит. Разве что законодатели все же возьмутся за дело и урегулируют ситуацию с правилами ведения бизнеса в отрасли.
В остальном рынок такси будет послушно следовать за колебаниями цен на топливо и другими факторами, оказывающими влияние на формирование ценовой политики. Возможно, правда, в Украину зайдут представители инновационных и экологически чистых технологий. Первой ласточкой в этом направлении уже стала компания Оxy-taxi, которая использует в своей работе электромобили и предоставляет свои же экипажи другим сервисным службам. Например, одиночные испытания электромобилей на трассах Киева проводил тот же Uber.
Что касается конкуренции между крупными компаниями-перевозчиками, то она продолжит расти. Впрочем, пассажиры от этого будут только выигрывать. По крайней мере до той поры, пока на рынке окончательно не закрепиться несколько крупных компаний.