Ирландская бюджетная авиакомпания Ryanair собирается начать полеты из Киева и Львова нынешней осенью, однако ее переговоры с киевским аэропортом "Борисполь" до сих пор не завершены. Это может осложнить ситуацию вплоть до полного ухода Ryanair с украинского рынка.
Ryanair объявила о выходе на рынок Украины 15 марта. В этот день компания провела пресс-конференции в Киеве и Львове, во время которых назвала свои первые маршруты из этих городов. Из Киева лоукостер будет осуществлять полеты в Эйндховен (Нидерланды) - три раза в неделю, в Лондон (Великобритания) - пять раз в неделю, в Манчестер (Великобритания) - три раза в неделю, в Стокгольм (Швеция) - четыре раза в неделю.
Из Львова также будут осуществляться полеты в Эйндховен и Лондон (два раза в неделю). Кроме того, отсюда самолеты Ryanair два раза в неделю будут летать в Берлин и Мемминген (Германия), а также в Будапешт (Венгрия), и три раза в неделю - в польские Краков и Вроцлав. Позже авиаперевозчик сообщил, что полеты из Львова в Берлин начнутся в сентябре, а не в октябре, как планировалось изначально.
На пресс-конференции в Киеве коммерческий директор Ryanair Дэвид О'Брайан отметил, что сначала в качестве базового аэропорта в столице рассматривались "Жуляны", но в конечном итоге выбор пал на "Борисполь". "Может, в будущем будем летать и в "Борисполь", и в "Жуляны", - оптимистично заявил тогда О'Брайан.
Однако не исключено, что Ryanair вообще не будет летать из Киева. Во всяком случае такой сценарий вполне вероятен.
Киев держит тариф
В тот самый день, когда топ-менеджер Ryanair делился планами о развитии бизнеса в Украине, генеральный директор аэропорта "Борисполь" Павел Рябикин в комментарии одному из отечественных изданий поведал, что договор о сотрудничестве с лоукостером до сих пор не подписан. По его словам, переговоры продолжаются, но, скорее, они касаются технических вопросов.
Впрочем, 31 марта Рябикин дал пресс-конференцию, на которой высказался несколько жестче. "Даже с предоставлением всех возможных скидок аэропорт удовлетворить запросы авиаперевозчика пока не может. Для того, чтобы удовлетворить их пожелания, необходимо изменить приказ Мининфраструктуры, регулирующий базовые тарифы", - сказал он.
Об этом не могут не знать в правительстве, а потому все выглядит довольно странно, особенно учитывая, что Ryanair уже открыл продажу билетов, в том числе из Киева.
"С формальной точки зрения они вообще не имели права – это даже уголовно наказуемо – запускать продажу (билетов), не имея всех разрешений", - сказал "Апострофу" авиаэксперт Вячеслав Коновалов.
"Явный намек на какую-то подковерную договоренность… Теперь эту подковерную договоренность нужно формализовать, а это никак не получается", - добавил он. По словам эксперта, вполне возможно, что во всем этом есть некая коррупционная составляющая, но это уже вопрос к Национальному антикоррупционному бюро Украины (НАБУ).
По словам Коновалова, другие авиакомпании, работающие на украинском рынке, тоже могут потребовать преференции, которые мог получить Ryanair.
Говорит об этом и гендиректор "Борисполя". По его словам, аэропорт сделал публичную оферту по тарифам всем авиакомпаниям. "Мы четко определили, какие скидки предоставляются, на какой объем перевезенных пассажиров и какие новые рейсы попадают под систему стимулирования с точки зрения скидок… Это публичные условия едины для всех перевозчиков", - заявил Рябикин.
Он считает, что аэропорт и авиакомпания смогут договориться, а "вероятность полетов Ryanair (из "Борисполя") очень высокая".
Уйти по-ирландски
Но пока с относительной уверенностью можно говорить о полетах ирландского лоукостера из аэропорта Львова. Якобы никаких препятствий для этого нет, хотя, как утверждает Вячеслав Коновалов, по Львову также все документы засекречены, что не может не вызывать беспокойства. Переведет ли Ryanair во Львов киевские рейсы в случае срыва переговоров с "Борисполем"? Пока об этом говорить рано. Вероятно, в компании все же надеются на положительный исход переговоров.
При этом не стоит исключать сценарий полного ухода Ryanair с украинского рынка. Ирландский лоукостер уйдет, если проблемы будут превалировать над выгодой.
"Ryanair– гибкие ребята, если они видят, что у них что-то не получается, они как зашли на рынок, так и выходят с него", - считает Коновалов.
Нечто похожее в прошлом уже происходило. В марте 2015 года из Украины ушел венгерский бюджетный перевозчик Wizzair - из-за низкой коммерческой привлекательности местного рынка.
Однако политико-экономическая ситуация в стране сегодня несколько иная, да и для самого Ryanair освоение украинского рынка сейчас выгодно. "Они уже "выгребли" европейский рынок, они уже переплюнули Lufthansa, сейчас идет Brexit, конкуренция усиливается, и им нужно придумывать какие-то варианты новых рынков", - отметил Коновалов, добавив, что в последнее время компания активно работала в Польше и странах Балтии.
Безвиз в помощь
Украинцы нынешним летом могут, наконец-то, получить безвизовый режим со странами Шенгена. В связи с этим возрастет потребность в туристических маршрутах, в том числе дешевых (коими не брезгуют и куда более зажиточные европейцы). Стенания, раздававшиеся прежде всего из России, о том, что безвиз не приведет к росту туристического потока, так как, видите ли, у украинцев нет денег, выглядят особенно смехотворными на фоне сообщения о приостановке работы паспортных центров из-за наплыва желающих оформить биометрический загранпаспорт, с которым, собственно, этот безвиз и возможно реализовать.
Помимо безвиза развитию туристической сферы должно способствовать общее улучшение экономической ситуации в стране – после нескольких лет падения экономика Украины в 2016 году показала рост, составивший более 2%.
Отмена виз на начальном этапе приведет к росту пассажиропотока авиакомпаний на 40-50%, прогнозирует Вячеслав Коновалов. После спада эйфории он все равно будет расти на 20-30%, считает эксперт.
Очевидно, что Ryanair, хотя бы частично, также составлял свои планы по Украине, исходя из сроков безвиза. Потихоньку в Украину возвращается Wizzair. Министр инфраструктуры Владимир Омелян в марте сообщил, что его ведомство ведет переговоры о выходе на украинский рынок еще двух европейских лоукостеров (каких именно – он не сказал).
Украинским властям также важно присутствие Ryanair на отечественном рынке. "Ryanair – икона, индикатор для рынка, и, если они сюда заходят, значит, здесь вкусно", - отметил Коновалов.
Возвращаясь к проблеме переговоров авиакомпании с "Борисполем", эксперт отметил, что в аэропорту полностью простаивают два терминала. "Могут каким-то секретным постановлением Кабмина установить какие-то тарифы смешные именно в этих терминалах", - резюмировал он.